'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 144

Просмотры  87 просмотров

Астафьев А.А., Астафьева Н.Э.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДИАГНОСТИКЕ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются современные информационные технологии (ИТ), применяемые в диагностике и абилитации старших дошкольников с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. Описываются цифровые диагностические платформы и системы на основе Искусственного Интеллекта (ИИ) для скрининга и раннего выявления расстройства аутистического спектра у детей, VR/AR-решения для тренировки социальных, бытовых и адаптивных навыков, адаптивные обучающие программы и интерактивное оборудование, а также телемедицинские и дистанционные технологии обучения. Приводятся примеры диагностических методик и упражнений, которые могут быть реализованы в цифровом формате. На основе современных исследований и апробаций отмечается, что ИКТ позволяют индивидуализировать обучение и значительно повышают мотивацию детей с ОВЗ. Даны практические рекомендации по внедрению ИТ в коррекционно-образовательный процесс.   

Ключевые слова:
информационные технологии, диагностика, реабилитация, умственная отсталость, РАС, дистанционное обучение, адаптивные программы, коррекционная педагогика   


С распространением цифровых технологий происходит все более активное их внедрение в образование. Многие программы обучения корректируются с учетом применения ИКТ, однако в специальном образовании и абилитации лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ), включая детей с умственной отсталостью (УО) и расстройствами аутистического спектра (РАС), этот процесс развивается медленнее [2]. Между тем современные ИТ могут существенно повысить эффективность диагностики и коррекции: они позволяют формировать разноуровневые среды обучения, учитывать сенсорные особенности и интерес ребенка, а также оперативно собирать объективные данные о его успехах. В данной статье обобщаются материалы последних исследований и практический опыт применения ИКТ в образовательных условиях, направленных на детей старшего дошкольного возраста с УО и РАС [3]. Особое внимание уделено обзорным характеристикам технологий и примерам использования из практики.Цифровые диагностические платформы и системы ИИ. Наравне с традиционными методиками активно развиваются цифровые диагностические инструменты. Например, стартап Cognoa создал систему ранней диагностики РАС, одобренную FDA: она анализирует данные анкет и видео с ребенком, чтобы помочь врачам поставить диагноз. В одном исследовании система Cognoa была протестирована на 425 детях и показала высокую чувствительность при скрининге РАС. Аналогичные проекты включают приложения с анализом поведения по видео, автоматическое распознавание эмоциональных реакций и т.д. Для детей с УО разрабатываются компьютерные адаптивные тесты, учитывающие возможные задержки и позволяющие снизить влияние вербальных компонентов. Использование цифровых диагностических инструментов и телемедицинских консультаций позволяет расширить доступность диагностики и обеспечивает эквивалентность онлайн и очной оценки: в частности, показано, что телемодель диагностики РАС приемлема для большинства родителей и специалистов.VR/AR-решения. Одно из наиболее перспективных направлений – использование виртуальной и дополненной реальности. VR-симуляции позволяют моделировать сложные жизненные ситуации в безопасной среде и поэтапно их усложнять. Так, платформа VR Inclusion обучает детей с РАС социальным и бытовым навыкам с помощью виртуальных сценариев [4]. Виртуальные ситуации можно «настроить» подсказками и адаптировать под индивидуальные потребности ребенка, что повышает скорость и качество обучения. Аналогично, в России был разработан VR-протокол для обучения переходу улицы с применением технологий прикладного анализа поведения. В этом протоколе ребёнок последовательно проходит 10 уровней виртуального перехода дороги – от простого (пустая улица) до сложного (двустороннее движение, отвлекающие факторы). Испытания показали, что такие VR-приложения помогают детям с РАС и когнитивными нарушениями развивать необходимые навыки (социальные, адаптивные) в контролируемом режиме. Также отмечается универсальность VR-решений: занятия в виртуальном пространстве эффективны и для детей с синдромом Дауна, задержками психического развития и другими когнитивными ограничениями. Дополненная реальность (AR) используется для тренировки зрительного восприятия и познания мира: например, книги и приложения AR могут эффективно развивать социальные навыки у детей с РАС.Адаптивные обучающие программы и интерактивные технологии. В образовательной среде применяются интерактивные доски, планшеты и специализированное программное обеспечение. Такие технологии позволяют встроить в занятие визуальные и звуковые подсказки, делать материал более наглядным и интерактивным. Адаптивные обучающие платформы (электронные тренажёры, обучающие игры) можно настраивать под уровень ребенка. Известны комплексы заданий для тренировки когнитивных функций, основанные на игровом подходе: например, курсы по развитию памяти, внимания, логики с использованием анимации и интерактивной обратной связи. В условиях дистанционного обучения эти программы дополняют традиционные занятия. Экспериментальные данные свидетельствуют, что дети с РАС, занимавшиеся по таким дистанционным программам, осваивали и закрепляли учебный материал «качественно и быстро [5]. Адаптивный софт помогает постепенно усложнять задание в зависимости от успеха ребенка, создавая индивидуальную траекторию обучения [6].Интерактивные панели и оборудование. Использование интерактивных панелей и мультимедийных комплектов в инклюзивных групах позволяет проводить визуально-наглядные занятия с большим числом детей. На таких панелях отображаются разноцветные картинки, схемы, объекты – при этом материалы могут быстро модифицироваться преподавателем. Например, при обучении свертыванию и развертыванию фигуры или классификации изображений используется анимация, что повышает вовлечённость ребенка. Специальные интерактивные столы и коммуникаторы облегчают работу с детьми с ОВЗ: они предоставляют обратную связь при нажатии на сенсорные элементы, помогают закреплять упражнения на мышление и восприятие.Телемедицина и дистанционные технологии. Дистанционная медицина и педагогическое сопровождение (например, онлайн-консультации, телереабилитация) играют всё более важную роль для труднодоступных регионов и при пандемических ограничениях. Педиатры и психологи могут проводить первичное скрининговое интервью и наблюдение ребенка по видеосвязи, что особенно полезно для семей в сельской местности. Дистанционные платформы также используются для обучения родителей навыкам работы с ребенком (семинары, видеокурсы). Отмечено, что удалённые программы повышают продуктивность последующих очных занятий, дополняя их возможностью самостоятельных занятий дома.Для детей с умственной отсталостью адаптация информационных технологий предполагает особое внимание к простоте интерфейса, медленному темпу подачи и наглядной поддержке. Исследования показывают, что ИКТ-решения улучшают результаты реабилитационных программ. Так, А.С. Лапина и В.В. Сазонова отмечают: «использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения и реабилитации детей с умственной отсталостью позволяет улучшить результат прохождения коррекционно-развивающих программ», поскольку такие технологии «позволяют индивидуализировать обучение, а также за счёт наглядности материала повысить интерес и степень вовлеченности ребёнка». В апробации программы А.С. .Лапиной и В.В. Сазоновой после занятий с ИКТ заметили позитивную динамику: расширились эмоциональные реакции детей, выросла мотивация к занятиям и активность при выполнении упражнений [1].В диагностических целях у детей с УО применяются специализированные компьютеризированные тесты и адаптированные методики. Наиболее эффективными считаются визуальные методики, которые могут быть переведены в цифровую форму. Примеры традиционных заданий: методика «Лабиринт» Л. А. Венгера, где ребенку надо мысленно «повернуть» линии тропинок, чтобы довести «почтовую птицу» к дому, тест «Нелепицы» (Т. В. Чередникова), когда ребенок находит и объясняет 8 «ошибок» на картинке, упражнение «Сложи круг» (Л. Ф. Фатихова), требующее восстановления целого круга из разрезанных частей. Все эти упражнения можно реализовать в электронном виде: на интерактивном экране «собирать» круг из фрагментов, указывать курсором на нелогичные детали и т.д. Такая компьютеризация повышает интерактивность и позволяет автоматически подсчитывать баллы за выполнение.Существуют компьютерные курсы по развитию элементарных математических и коммуникативных навыков, которые учитывают замедленное темп усвоение материала у детей с ОВЗ и включают звуковую поддержку. Важно, что педагогически грамотно интегрированные ИКТ открывают возможность индивидуального темпа обучения: ученик может повторять материал столько раз, сколько необходимо, и сразу получать обратную связь.Дети с РАС особенно чувствительны к перегрузке стимулов, поэтому цифровые решения должны быть предельно упорядоченными и предсказуемыми. В то же время они часто хорошо реагируют на визуальную информацию и на системы «единого окна», что делает ИТ-технологии эффективными. Телемедицинские и дистанционные формы обучения доказали свою ценность особенно в условиях пандемии: по наблюдениям, «компьютерные средства позволяют детям с РАС качественно и быстро осваивать и закреплять учебный материал». При этом цифровые занятия дополняют очные, давая возможность закрепить навыки дома.Для детей с РАС созданы специальные обучающие программы и приложения с мультимедийным содержанием. Они часто используют игровые механики и автоконтроль. Важно, что при разработке материалов учитываются сенсорные предпочтения детей: например, занятия длятся коротко, включают много повторений и различные каналы восприятия. Разработчики рекомендуют создавать логическую последовательность упражнений с постепенным усложнением, а также использовать мультимодальные сигналы (звук, изображение).В клинической практике с детьми с РАС применяются и VR-технологии, и робототехника. Социальные роботы (например, NAO, Pepper) часто используются для тренировок коммуникации, поскольку они стабильно реагируют на действия ребенка и просты для понимания. В России и за рубежом проводились пилотные проекты, в рамках которых дети учились взаимодействовать с «говорящим роботом», решать с ним простые задачи, что активирует зрительный контакт и повышение социальной мотивации.В заключение можно сказать, что современные информационные технологии открывают новые возможности для диагностики и реабилитации детей с умственной отсталостью и аутизмом. Использование цифровых платформ, VR/AR-решений и адаптивных обучающих программ позволяет перейти к более индивидуализированному, наглядному и интерактивному обучению. Анализ результатов подтверждает, что такие технологии повышают вовлечённость учащихся и улучшают их учебные успехи. Важно, чтобы внедрение ИКТ осуществлялось на основе научно-методических принципов и в тесном сотрудничестве педагогов, психологов и родителей. При грамотной организации ИТ-технологии станут мощным средством повышения качества коррекционно-развивающей работы и помогут детям с ОВЗ лучше адаптироваться к окружающему миру.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Астафьев А.А., Астафьева Н.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДИАГНОСТИКЕ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1189 - 1196. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23415 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23415



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.