'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 145

Просмотры  110 просмотров

Гараева Г.Г.

  


МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ *

  


Аннотация:
в настоящее время российские руководители образовательных учреждений сталкиваются с многочисленными источниками стресса: высокие требования со стороны руководства, постоянный контроль, нестабильность финансирования, нехватка ресурсов, необходимость интеграции новых информационных технологий и т.п. Данная статья рассматривает методы и техники управления стрессом, которые могут помочь руководителям образовательных организаций повысить собственную стрессоустойчивость и успешно функционировать в условиях высоких нагрузок. Мы рассмотрим распространенные практики, такие как дыхание, медитацию, физические упражнения, а также специальные методики управления временем и технологиями для оптимизации ежедневной работы.   

Ключевые слова:
стрессоустойчивость, управление стрессом, руководители, медитация, техника дыхания, физическая активность, тайм-менеджмент, информационная гигиена   


Сегодняшние условия требуют от руководителей образовательных учреждений владения особыми навыками и способностью справляться с экстремальными нагрузками. Постоянные изменения в законодательстве, увеличение числа нормативно-правовых актов, усиление общественного контроля и большое число проверок делают профессию учителя и руководителя чрезвычайно сложной и высоко-стрессовой. Поэтому способность справляться со стрессовыми ситуациями и повышать стрессоустойчивость становится важным аспектом профессиональной деятельности [1, с. 12]. Руководителям образовательных учреждений необходимо овладеть специальными методами и техниками, позволяющими эффективно управлять стрессом и поддерживать свое психическое и физическое здоровье на высоком уровне.Основными источниками стресса для руководителей образовательных организаций являются:– Давление администрации и высшего руководства,– Увеличение объема документации и отчетности,– Недовольство родителей и социума,– Экономические трудности и недостаток ресурсов,– Изменения в образовательной политике и законодательные нововведения,– Необходимость освоения новых технологий и цифровизации образования [2, с. 89].Все вышеперечисленные факторы могут приводить к состоянию хронического стресса, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье руководителя, а также на его эффективности в управлении образовательным учреждением [2, с. 90]. Это состояние зачастую сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, бессонница, головные боли, раздражение, потеря концентрации и неспособность эффективно планировать деятельность. Длительное пребывание в таком состоянии грозит серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервной системы, а также увеличением вероятности профессиональных заболеваний и синдромом эмоционального выгорания.Существует целый спектр методов и техник, которые помогают руководителям эффективно справляться со стрессом и поддерживать высокое качество работы. Ниже представлены наиболее действенные из них:1. Техника осознанного дыхания. Контролируемое глубокое дыхание может быстро снизить уровень кортизола (гормона стресса) и помочь успокоиться. Рекомендуется простая техника, известная как диафрагмальное дыхание: глубокий вдох животом, задержка дыхания на несколько секунд и плавный выдох через рот. Такая практика занимает всего пару минут, но приносит ощутимый положительный эффект.2. Медитация и йога. Медитация и практика йоги зарекомендовали себя как отличные способы уменьшения стресса и улучшения концентрации. Даже небольшая утренняя сессия йоги или медитации может зарядить энергией на весь день и помочь держать стресс под контролем.3. Физическая активность. Регулярные физические упражнения способствуют снятию стресса и улучшению настроения. Исследования показывают, что аэробные нагрузки, такие как ходьба, бег трусцой или велосипедные прогулки, увеличивают производство эндорфинов («гормонов счастья»), снижая стресс и улучшая сон.4. Тайм-менеджмент и делегирование полномочий. Один из главных источников стресса для руководителей – переизбыток задач и дедлайнов. Грамотное планирование времени и делегирование задач подчиненным может освободить значительное количество времени и снять значительную часть стресса. Эффективное распределение дел поможет руководителю сосредоточенно заниматься важными вопросами и меньше отвлекаться на мелочи.5. Информационная гигиена. Информационная перегрузка – серьёзная угроза сегодняшнему обществу. Проверка почты каждые пять минут, постоянные уведомления мессенджеров и соцсетей создают дополнительное напряжение. Одна из полезных практик – ограничение использования гаджетов вне рабочего времени и выделение специальных часов для проверки электронной почты и сообщений.6. Социальная поддержка. Хорошая социальная поддержка (друзья, семья, коллеги) существенно смягчает влияние стресса. Часто простое общение с близкими людьми помогает снять эмоциональное напряжение и почувствовать себя лучше [3, с.125-130].Применение представленных методов и техник управления стрессом позволяет руководителям образовательных организаций эффективно справляться с нагрузкой, оставаться бодрыми и энергичными, успешно выполняя свои должностные обязанности. Важно помнить, что борьба со стрессом – это непрерывный процесс, требующий регулярного внимания и заботы о своем здоровье и самочувствии.Постоянная работа над повышением стрессоустойчивости и использованием соответствующих техник способствует улучшению не только личной продуктивности руководителя, но и положительной рабочей атмосферы в образовательной организации. Регулярный отдых, полноценное питание, качественный сон и хобби также играют важную роль в восстановлении сил и сохранении ресурса для решения сложных задач.Таким образом, управление стрессом и развитие стрессоустойчивости становятся ключевыми элементами профессионального мастерства руководителей образовательных учреждений. Благодаря использованию предлагаемых методов и техник, руководители могут достигать высоких результатов в своей деятельности, сохранять энергию и внутреннее спокойствие, что в свою очередь положительно скажется на развитии и эффективности всей образовательной организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гараева Г.Г. МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1197 - 1201. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23416 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23416



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.