'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 146

Просмотры  92 просмотров

Гараева Г.Г.

  


УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию проблемы повышения стрессоустойчивости руководителей образовательных организаций в условиях современного динамичного мира. Рассматриваются основные причины повышенного уровня стресса среди директоров школ, колледжей и вузов, такие как многозадачность, высокие требования и недостаток поддержки. Предлагаются эффективные методы и подходы, направленные на снижение негативного влияния стресса и повышение устойчивости руководителей к внешним факторам. Среди ключевых направлений выделяются саморазвитие, организация рабочего пространства и времени, поддержка профессионального сообщества и формирование благоприятного микроклимата в коллективе.   

Ключевые слова:
стрессоустойчивость, руководитель, саморазвитие, эмоциональный интеллект, профессиональное сообщество, рабочий процесс, образовательная среда, командообразование, профилактика стресса, эмоциональное выгорание   


Современная образовательная среда характеризуется высоким уровнем неопределенности, быстрыми изменениями требований общества и государства, интенсивностью информационного потока и повышенными ожиданиями от руководства школ, колледжей и вузов. Руководители образовательных учреждений ежедневно сталкиваются с необходимостью принятия решений в условиях дефицита ресурсов, недостаточной поддержки и постоянной ответственности перед коллективом педагогов, учащимися и родителями. Эти факторы способствуют росту уровня стресса среди директоров учебных заведений [1, с. 16].Высокая интенсивность повседневной работы, частые административные реформы, постоянная потребность в повышении квалификации, устаревающие материально-технические базы и необходимость интегрировать новые технологии – всё это накладывает дополнительную нагрузку на плечи руководителей. Результатом становится хронический стресс, ведущий к физическим и психологическим проблемам, снижению продуктивности и качества принимаемых решений.Учитывая сложность ситуации, возрастает важность выработки эффективных методов управления стрессом и повышения стрессоустойчивости.Среди факторов, способствующих росту уровня стресса, можно выделить:1. Многозадачность и дефицит времени. Современные руководители вынуждены одновременно решать множество задач – от планирования учебного процесса до взаимодействия с государственными органами, финансового управления учреждением и кадровой политики. Это создает постоянную нехватку времени и необходимость быстрого переключения между различными ролями и функциями.2. Повышенные требования и ответственность. Высокая степень ответственности за качество образования, соблюдение нормативных актов и стандартов предъявляет серьезные требования к профессиональной компетентности руководителя. Постоянное давление извне и внутренние ожидания коллектива создают условия постоянного напряжения.3. Недостаточная поддержка и ресурсная обеспеченность. Недостаточность финансирования и отсутствие четкой стратегии развития образовательной организации приводят к дополнительным трудностям в управлении учебным заведением. Ограниченные ресурсы вынуждают искать нестандартные решения, что также увеличивает уровень стресса.4. Возрастающее информационное давление.Большое количество информации, документооборота и электронных сервисов существенно нагружает руководителей, заставляя перерабатывать огромные объёмы данных, что приводит к информационному стрессу и чувству перегруженности.5. Высокие ожидания родителей и общества. Возросшие запросы общества к качеству образования и успеваемости выпускников ложатся тяжелым грузом на плечи руководителя, которому необходимо учитывать интересы всех сторон: педагогов, учащихся, родителей и местных властей.6. Отсутствие качественных механизмов поддержки. Недостаточное количество специализированных служб психологической поддержки и плохо развитая инфраструктура поддержки управленцев дополнительно затрудняют работу руководителей, увеличивая их уязвимость к стрессу [2, с. 56].Таким образом, современный руководитель сталкивается с широким спектром стрессогенных факторов, что требует разработки и внедрения эффективных методов и техник управления стрессом, повышения стрессоустойчивости и профилактики профессиональных деформаций.Для эффективного преодоления стрессовых ситуаций руководителям важно развивать ряд компетенций и подходов, позволяющих снизить негативное влияние внешних факторов и повысить устойчивость к стрессу. Основные направления повышения стрессоустойчивости руководителей образовательных организаций:1. Саморазвитие и личностный рост. Развитие эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции и умения справляться с эмоциями помогают эффективнее управлять собственными реакциями на стрессовые ситуации. Регулярные занятия спортом, медитация и другие техники релаксации позволяют поддерживать высокий уровень энергии и работоспособности.2. Организация рабочего пространства и времени. Эффективное управление временем и делегирование полномочий сотрудникам являются важными инструментами снижения уровня стресса. Четкое распределение обязанностей внутри команды позволяет уменьшить нагрузку на директора учреждения и создать комфортные условия труда.3. Поддержка профессионального сообщества. Участие в профессиональных объединениях, обмен опытом с коллегами и получение обратной связи от специалистов способствуют повышению квалификации и формированию позитивного опыта преодоления трудностей. Обучение современным методикам менеджмента и стратегического планирования помогает лучше ориентироваться в сложных ситуациях.4. Создание благоприятного микроклимата в коллективе. Формирование культуры взаимоподдержки и сотрудничества внутри образовательного учреждения способствует снижению конфликтности и улучшению психологического климата. Подбор квалифицированных кадров и создание условий для их карьерного роста повышают удовлетворенность сотрудников работой и снижают вероятность возникновения конфликтов [3, с. 102].Повышение стрессоустойчивости руководителей образовательных организаций является важным условием успешного функционирования современных образовательных учреждений. Для достижения данной цели необходимо сочетание индивидуальных усилий самих руководителей, организационных мер на уровне учреждения и государственной поддержки системы подготовки управленческих кадров. Только комплексный подход позволит обеспечить устойчивое развитие образовательных учреждений и высокое качество предоставляемых услуг.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гараева Г.Г. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1202 - 1206. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23417 (дата обращения: 19.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23417



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.