'
Кукшинова О.В., Муева А.В.
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ АЛЕКСИТИМИЧЕСКИМИ ПРОФИЛЯМИ *
Аннотация:
в работе рассмотрена структурная организация защитно-совладающего поведения у студентов с разными алекситимическими профилями. Проведен анализ защитно-совладающего поведения и алекситимии.
Ключевые слова:
защитно-совладающего поведение, алекситимия, студенты
В 1962 году в зарубежной психологии был изучен феномен копинга в работе Л. Мерфи, которая под копингом трактовала попытки преодоления требований трудной ситуации. Также понятие копинг-поведения использовалось в работах Р. Лазаруса, как интеграция когнитивных и поведенческих характеристик, направленных на ослабление влияния стресса. Факторами успешности адаптации у стресса являются: сформированность копинг-поведения при использовании копинг-стратегий, основанных на личностном опыте и копинг-ресурсов (средовых условий).В начале 80-х гг. прошлого века в работах Р. Моос, Л.И. Вассерман, А. Биллингс, копинг понимается как черта личности, проявляемая постоянная предрасположенность реагировать на стрессовые ситуации определенным образом. Авторы предлагают три способа совладания, представленные на рисунке 1.Рисунок 1. Способы совладания со стрессовой ситуацией.Кратко представим характеристику третьего подхода к исследованию копинга, являющегося самым распространенным в современной психологии. Копинг понимается с позиций динамического процесса, определяющегося не только ситуацией, но и тем, насколько она субъективно переживается. Согласно Р. Лазарусу и С. Фолкман, преодоление сопряжено с когнитивным и поведенческим стремлением снизить влияние стресса. Авторы описали два вида когнитивных усилий: первичная и вторичная оценка ситуации. Для первичной оценки ситуации характерно проявление когнитивного процесса с эмоциональными компонентами, позволяющими определить ее степень угрозы для благополучия субъекта. Вторичная оценка ситуации дополняет первичную и определяет методы, позволяющие оказать влияние на негативное событие и его последствия, т.е. обуславливает включение в процесс совладания механизмов и копинг-ресурсов. После когнитивной оценки ситуации вырабатываются механизмы совладания. В дальнейшем. В процессе преодоления происходит третичная переоценка ситуации. если необходимо – изменение процесса совладания при неудачах или поступления новой информации, значимой для преодоления. Описанные стадии совладания, по мнению исследователей, не являются неизменными, могут переходить одна в другую [4, 13, 14, 40].Существует несколько подходов к классификации копинг-стратегий:проблемно-ориентированный копинг, целью которого является разрешение проблемной ситуации,эмоционально-ориентированный копинг, усилия направляются на изменение своих установок по отношению к стрессовой ситуации.Согласно Р. Лазарусу и С. Фолкман формами копинг-поведения являются: активная (целенаправленное устранение или ослабление воздействия стрессовой ситуации), пассивная (использование различных механизмов психологической защиты, уменьшающих эмоциональное напряжение, при этом не влияющих на саму стрессовую ситуацию). Защитные механизмы являются интрапсихической формой совладания, снижающих эмоциональное напряжение раньше, чем произойдет изменение ситуации, такое поведение называют паллиативным (сглаживающим) копинг-поведением [32, с. 24].Э.Хаймом предложены 26 ситуативно-специфических копингов, дифференцированных по разным основаниям (рисунок 2).Рисунок 2. Ситуативно-специфические копинг-стратегии (Э. Хайм).Некоторые исследователи признают единственным способом преодоления тревоги только пассивные механизмы психологической защиты. Другие авторы предполагают параллельное действие в адаптационном процессе механизмов психологической защиты и механизмов совладающего поведения.Р. Аткинсон, Х. Сьобак, Э. Хилгард. Е.Н. Юрасова, сомневаются, что психологические механизмы и копинг-поведение можно «разделить» на практике, т.к. они начинают действовать при появлении субъективно трудной для субъекта ситуации. Возможно, что человек использует сначала здоровые формы копинга, а когда ситуация не находит своего разрешения, обращается к малоосознаваемым защитным механизмам.Согласно Г.С. Корытовой, защитно-совладающее поведение имеет структурно-уровневую систему, в которой представлены многочисленные элементы: механизмы психологической защиты, поведенческие копинг-стратегии, личностно-средовые копинг-ресурсы, связанные между собой отношениями иерархии и выступающими системами низшего порядка по отношению к интегративной системе психологической защиты и совладания. Таким образом, можно сделать следующие заключения:защитно-совладающее поведение имеет структурно-уровневую систему, в которой представлены многочисленные элементы: механизмы психологической защиты, поведенческие копинг-стратегии, личностно-средовые копинг-ресурсы, связанные между собой отношениями иерархии и выступающими системами низшего порядка по отношению к интегративной системе психологической защиты и совладания,психологическая защита включена в сложную подструктуру личности, характеризуется структурно-функциональной, уровневой организацией и состоит из комплексов психологических механизмов,механизмы психологической защиты приводят к более быстрому снижению эмоционального напряжения и тревоги, а механизмы совладания являются более пластичными и требуют значительных затрат энергии и задействования когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий субъекта.Наблюдается негативная тенденция, что у каждого десятого взрослого человека проявляются выраженные алекситимические черты [22, с. 93].Изучение алекситимии имеет междисциплинарный характер, изучается в медицине, психологии, нейрофизиологии, лингвистике.Понятие «алекситимия» с греческого означает «без слов для чувств», «нет слов для названия чувств». В начале 1970-х. гг. в научный оборот данное понятие введено П.Э. Сифнеосом, понимаемого как проявление утилитарного способа мышления, обедненного аффективного опыта, трудностями вербального описания своих переживаний.В соответствии с психосоматическим подходом к алекситимии, данный феномен считают детерминантой психосоматических нарушений. Так, Г. Кристал утверждал, что для алекситимических пациентов характерна минимальная вербализация, склонность к развитию психосоматических заболеваний [26].Несмотря на различное понимание данного феномена, многие исследователи отмечают, что алекситимии является многомерным конструктом, в структуру которого составляют два компонента: 1) когнитивный (трудности в идентификации и вербализации эмоциональных переживании, конкретным мышлением и бедность воображения), 2) эмоциональный (низкая эмоциональная вовлеченность) [22, с. 93].В современной психологии изучение алекситимии отличается полидисциплинарностью, что связано с его сложным и многоаспектным воздействием на переживание психологического благополучия субъектом.По данным исследования М.А. Москалевой, А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян, при высоких показателях алекситимии наблюдается снижение как способности распознавания эмоций других по мимике, так и проявления эмоциональной эмпатии, сложности в распознавании эмоций удивления, презрения, страха, печали, снижение способности к адекватному отражению эмоциональных состояний людей, что приводит к затруднениям в общении, взаимодействии, конфликтным ситуациям, в итоге, упрощаются и становятся шаблонными реакции на события окружающего мира. Авторы обнаружили связь алекситимии с низкими показателями способности к эмоциональной эмпатии, отсутствием связи с когнитивной эмпатией [30, с. 105-109]. В многочисленных исследованиях показано, что лица с алекситимией слабо разграничивают модальности собственных эмоций и эмоциональные переживания окружающих [9, 15, 26, 37].К проявлениям алекситимии относят: недостаточную сформированность рефлексивности и навыков саморегуляции, проявление возбудимости, вспыльчивости, вербальной конфликтности, неустойчивости настроения [39, с. 67].В литературе встречаются классификации алекситимии по различным основаниям. Так, выделяют первичную (как особенность личности) и вторичную (следствие различных расстройств или защитный механизм) алекситимию [15, с. 183]. Д.Г Трунов описывает следующие виды алекситимии: 1) органическая (врожденная или приобретенная), 2) функциональная: а) педагогическая (усвоение эмотивной лексики в процессе развития ребенка), б) психологическая (психотравмирующая, как блокировка переживания чувств и ситуационная), в) лингвистическая или вербальная (неспособность найти вербальные средства для передачи своего эмоционального опыта). Автор выделяет два подвида психологической алекситимии. Психотравмирующая алекситимия обусловлена формированием защитной реакции, следствием которой является вытеснение эмоций, трудностей в их вербализации и адекватном выражении. Ситуативная алекситимия, по мнению автора, обусловлена ситуативно-коммуникативными факторами (переживание стеснения, стыда, недоверия к другим, боязни быть не понятым и т.д.) [45, с. 94-95].Классификация алекситимии по критерию оказания психологической коррекции: 1) стабильная (определяющая коммуникативный стиль человека, а) конституциональная, б) культурная), 2) адаптационная (реакция на тревогу или стрессовый фактор, как защитный фактор, ситуативная – проявление временного затруднения описания и понимания эмоций при фрустрации) [15, с. 184].В литературе выделены три типа алекситимии. Личность I типа описывают как малоэмоциональную и слабо осознающую свои эмоции (низкая эмоциональная возбудимость, бедность фантазии и воображения – симптомы дефицита эмоциональной сферы личности, трудности с определением чувств, вербализации эмоций и конкретное мышление – дефицит когнитивной сферы). Личность II типа описывают как эмоциональную и слабо осознающую свои эмоции (отсутствие эмоционального дефицита, но наличие дефицита в когнитивной сфере). Алекситимия III типа, наоборот, характеризуется дефицитом эмоциональной сферы и отсутствии в когнитивной сфере (личность малоэмоциональная, но осознающая свои эмоции). При отсутствии алекситимии характерно проявление эмоциональности и осознавание своих эмоций [27, с. 47]Подводя итоги теоретического обзора, следует отметить, что алекситимия – многомерный и неоднородный конструкт, структуру которого составляют когнитивный (трудности с идентификацией чувств и эмоций, затрудненности вербализации эмоциональных состояний, конкретности мышления) и эмоциональный (низкая эмоциональная возбудимость слабая способность к символизации за счет бедности воображения) компоненты. В предложенных многочисленных классификациях алекситимии, исследователи сходятся во мнении, выделяя адаптационную алекситимию, как защитную реакцию на тревогу или стресс, ситуативную, характеризующуюся временными затруднениями описания и понимания своих эмоций при переживании стрессового воздействия.По данным А.Ю. Искусных и Л.И. Поповой, 16,9% российских студентов имеют выраженные алекситимические черты [19, с. 62]. М.О. Царукян при сравнении студентов (N=60 17-23 года) разных курсов обучения не обнаружил различий по выраженности алекситимии между курсами (1-2 курсами и 3-5 курами обучения) [47, с. 165].В отечественный психологии мало работ, посвящённых эмпирическому исследованию связи алекситимии и совладающего поведения в юношеском возрасте. Н.Ю. Клышевич и О.Н. Вербицкая изучали различия в резилиентности и ее компонентов у респондентов (N=102, 25-50 лет) с разными алекситимическими профилями. Авторы установили, что респонденты с алекситимией не уверены в том, что могут влиять на события, ощущают себя беспомощными, снижена способность выдерживать стрессовые ситуации, сохранять чувство внутреннего баланса. Респонденты без проявлений алекситимии более эффективно справляются со сложными жизненными ситуациями. Авторы заключают, что у алекситимичных индивидов недостаточно сформированы навыки преодоления стресса. Для алекситимичных респондентов характерна меньшая степень способности к продуктивному совладающему поведению. Выраженные алекситимические черты ограничивают «репертуар» используемых копингов, особенно копинга поиска социальной поддержки (т.к. субъекты с алекстимией характеризуются проблемами межличностного взаимодействия и конфликтностью), копинга самоконтроля (снижены возможности эмоциональной и когнитивной саморегуляции, управления своим поведением) [22, с. 95-100].А.К. Акименко обнаружено, что лица с алекситимией чаще используют копинги дистанцирования, самоконтроля и бегства/избегание, что по мнению автора свидетельствует об уходе от разрешения проблемы [1, с. 313]. По данным С.А. Богомаза и А.Л. Филоненко, сензитивная ригидность характерна для алекситимических личностей, которая приводит к однотипному эмоциональному реагированию на возникающие трудности, в виде эмоций страха и тревоги [6, с. 126]. П.М. Ларионов изучал роль когнитивного и аффективного компонентов алекситимии и отдельных черт алекситимии в процессе совладания у студентов (N=109, 19-34 года). Автор установил следующие закономерности: 1) слабое понимание своих эмоций сопряжено с редким использованием адаптивных когнитивных копинг-стратегий, 2) чем выше эмоциональная возбудимость, тем более выражена склонность использования неадаптивных когнитивных копинг-стратегий, 3) более выраженная склонность к конкретному мышлению приводит к снижению использования неадаптивных когнитивных копинг-стратегий, меньшая подверженность руминации, катастрофизации, самообвинению и обвинению других.По данным исследования А.Ю. Искусных у студентов (N=159) с алекситимией значительно выражена стресс-преодолевающая стратегия, ориентированная на эмоции [21].Е.В. Орестова, В.А. Мохов и К.В. Тон провели лонгитюдное исследование изменений способов совладания, в зависимости от динамики алекситимического статуса студентов первых трех курсов (N=45). В исследовании показано, что повышение алекситимического статуса приводит к снижению способности использования одной из адаптивных стратегий преодоления стресса, ассертивных действий. Авторами установлено возрастание степени алекситимии от первого к третьему курсу обучения и снижение частоты использования адаптивной стратегии. На третьем курсе выявлена тенденция, чем выше выраженность алекситимии, тем реже используется стратегия поиска социальной поддержки. На первом и третьем курсе обнаружена положительная корреляция между показателем алекситимии и стратегией избегания. Авторы приходят к заключению, что происходит повышение алекситимии с первого к второму курсу обучения и снижение использования адаптивных стратегий преодоления стресса [36, c. 43-47].Исследование взаимосвязи алекситимии и психологических защит у студентов (N=165, 17-20 лет) представлено в работе Н.Н. Вишняковой и Н.И. Дьяковой. Авторы выявили прямо пропорциональную связь показателя алекситимии со следующими защитными механизмами: вытеснением, регрессией, проекцией, реактивными образованиями, интеллектуализацией и общим уровнем напряженности психологических защит [12]. В исследовании Е.А. Трухан и Н.М. Самак изучали копинги и механизмы защиты у личностей алекситимического типа. Авторы установили, что алекситимические личности в стрессовых ситуация чаще обращаются к стратегии избегания и имеют более напряженное функционирование защитных механизмов [46, с. 502]. А.Ю. Искусных в выборке студентов (N=159) установила, что девушки, страдающие алекситимией, имеют повышенный уровень напряженности всех психологических защит за счет регрессии и замещения, для юношей с алекситимией характерен более высокий уровень замещения и гиперкомпенсации. В подгруппе риска по алекситимии у девушек повышен уровень регрессии [20].Алекситимические черты выполняют различную роль в процессах адаптации субъекта к постоянно изменяющимся условиям среды. Роль затруднений в вербализации собственных эмоциональных состояний является неоднозначной. Повышение уровня алекситимии у студентов приводит к более частому использованию стратегии, избегая и меньшей частоте реализации адаптивных стратегий преодоления стресса: ассертивных действий, поиска социальной поддержки. Низкая эмоциональная возбудимость прямо пропорционально связана с эластичностью совладания и обратно пропорционально связана с негативными когнитивными копинг-стратегиями. Чем лучше личность понимает свои эмоции и менее она эмоционально возбудима, тем более гибким является ее копинг.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Кукшинова О.В., Муева А.В. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ АЛЕКСИТИМИЧЕСКИМИ ПРОФИЛЯМИ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1224 - 1235. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23421 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*