'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 155

Просмотры  164 просмотров

Янковская О.В., Наумова Ю.А.

  


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье будет рассматриваться проблема профессиональной деформации учителя в условиях реформирования системы образования. Также будет затронута проблема пандемии и как она повлияла на трудности в работе педагога. Актуальность темы обусловлена увеличением психоэмоциональной нагрузки на педагогов, ростом административных требований и снижением уровня профессионального удовлетворения. В заключение будут предложены меры по профилактике проблемы профессиональной деформации педагога средней школы.   

Ключевые слова:
профессиональная деформация, учитель, реформы образования, эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, образовательные стандарты, профилактика деформации   


DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-1256-1267

Введение. В настоящее время в образовательной сфере России накопилось много затяжных вопросов и проблем, которые притягивают внимание педагогического сообщества и общественности. Много нареканий и упреков приходится на самих педагогов. Авторитет учителя сильно пошатнулся, зачастую припоминают известную фразу о том, что можно просто уйти в бизнес. Современная глобализация, цифровизация, профстандарт, особый подход к публичности педагогов вызывают большой резонанс и повышенный интерес к роли педагога. Такие перемены усиливают психоэмоциональное напряжение среди учителей, провоцируя профессиональные риски, одним из которых является профессиональная деформация личности.Актуальность данной темы обусловлена необходимостью не только диагностировать и предупреждать профессиональную деформацию, но и разрабатывать системы поддержки педагогов в условиях реформирования образования. Внимание к этой проблеме важно не только для сохранения профессионального здоровья самих учителей, но и для повышения качества образовательного процесса в целом.Цель исследования: выявить особенности проявления профессиональной деформации учителей в условиях реформ системы образования и определить возможные пути её профилактики.Теория и анализ источников.Профессиональная деформация — это специфические изменения в структуре личности, которые формируются в процессе длительного профессионального взаимодействия с определённой социальной средой и профессиональной ролью. Эти изменения носят устойчивый характер и часто затрудняют адекватную адаптацию человека вне профессиональной сферы [2, 7].Доктор психологических наук О.В. Лебедева отмечает, что ««Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность, безразличие людей, неуверенность, напряженность, тревожность» [3].Согласно исследованиям Е.П. Мулловой профессиональная деформация у педагогов развивается постепенно, в результате регулярного повторения одних и тех же моделей поведения, реакций и решений в условиях высокой эмоциональной нагрузки и социальной ответственности [5].Э.И. Исаева отмечает, что «в условиях глобальных изменений, происходящих в обществе, особую значимость приобретают социальные процессы, которые отражаются на здоровье человека: информатизация и цифровизация среды, процессы глобализации, информационная перенасыщенность, духовно-нравственный нигилизм» [2].И.П. Волков выделяет следующие признаки профессиональной деформации: ограниченность взглядов и интересов, формализм в межличностных отношениях, ригидность мышления, эмоциональная опустошённость и снижение эмпатии, раздражительность и циничное отношение к ученикам или коллегам [1].Свидерская С.П. и другие исследователи выделяют несколько уровней профессиональной деформации педагогов:1) общепедагогическая — общая деформация личности, характерная для всех педагогов,2) типологическая — сочетание педагогической деформации с индивидуальными поведенческими особенностями,3) специфическая — деформационные изменения, связанные с предметной специализацией педагога,4) индивидуальная — уникальные изменения, характерные для конкретного учителя [7, 8].Согласно исследованиям Исаевой Э.И. профессиональная деформация среди педагогов является неизбежным явлением, обусловленным постоянным взаимодействием с учениками и их родителями. В процессе работы учителя сталкиваются с хронической усталостью, стрессами и эмоциональным выгоранием, что постепенно приводит к изменению их личности [2].Исследования Минченковой И.В. показывают, что многолетнее выполнение однотипных обязанностей приводит к профессиональной усталости. Это выражается в снижении мотивации к обучению, незаинтересованности в повышении квалификации, деформации личностного профиля и утрате гибкости мышления. В результате педагог перестает адаптироваться к изменяющимся условиям образовательного процесса [4].Пандемия COVID-19 привнесла изменения в нашу жизнь. Обучение теперь происходит как очно, так и дистанционно. Цифровизация продолжает заполнять нашу жизнь. И от этого уже никуда не уйти. В этих новшествах продолжают разбираться многие деятели науки.В статье в рубрике «Эксперт» кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения Новосибирского государственного университета экономики и управления Ю.А. Наумова констатировала, что «объявление пандемии коронавируса в мире не меняет кардинально жизнь человека» [6]. Люди должны продолжать трудиться, чтобы жить и приносить пользу обществу. Позитивный настрой важен в наше непростое время, перед новыми вызовами XXI века.В своих диссертация, монографиях, статьях исследователи анализируют актуальные причины и механизмы профессиональных деформаций педагогов, а также предлагают методы их профилактики. Особое внимание уделяют практическим рекомендациям для педагогического сообщества.Приведем статистику на 2025 год, опубликованную на сайте «Учительская Россия» [15].Таблица 1. Возрастное распределение учителей в России (2025).Средний возраст учителя в России составляет 45–46 лет. Наибольшее количество учителей приходится на возрастную группу 50–54 года — 313 тысяч человек, причём 273 тысячи из них — женщин» [9].Ни для кого уже не секрет, что система образования России перегружена новшествами. Её буквально сотрясает от новых задач. Учителя часто припоминают рекомендацию, что, тем «кому не хватает зарплат – идите в бизнес».Каждый год рекомендуются сотни новых учебников. Например, на будущий учебный год уже рекомендованы более 100 новых учебников. Учителя корректируют программы каждый год. Покупка учебников для школ обходится очень дорого. Как показывает практика, обычно учебники обновляют для 1,5 и выпускных классов. Просто не хватает времени и финансов обновить весь библиотечный фонд обычной российской школы.С нового учебного года грядет единое расписание для всех. Как это будет в реальности не очень понятно, так как некоторые классы идут в формате изучения программ по углубленному профилю (математика, гуманитарные, иностранные предметы). Время покажет желаемое и реальности.Недовольство в педагогическом сообществе сильно стало проявляться в период пандемии COVID-19 и после.В период 2019 -2024 в школах России, как и по всей стране, действовал режим карантина, дистанционный (удаленный) формат обучения, ограничения передвижения. Сильно ускорился процесс цифровизации образования, приходилось быстрыми темпами работать удаленно на Интернет-площадках. Рабочие будни учителя поставили его в довольно жесткие условия. Перечислим новшества данного периода: «классная» система обучения, когда учащиеся находились целый день в одном кабинете по 6-8 уроков. Учителям же приходилось бегать по этажам с утра до вечера.Отметим неудобство расписания звонков в период пандемии и карантина. Учителя сильно прочувствовали усталость от перемен извне и от нововведений сверху. Зачастую сотрудник не успевал пообедать и, возможно, принять свои лекарства.Находиться в замкнутом пространстве и школьникам было совсем не просто. Учащиеся приносили из дома настольные игры (шашки, шахматы, теннис, лего и т.д.). Ребята старались помогать учителю: приготовить доску к уроку, настроить компьютер, прибраться после перекуса. Произошло какое-то объединение общества перед новыми глобальными вызовами. Какая-то доброта, вдумчивость, взаимоуважение, интуиция помогала объединиться всех субъектов образовательного процесса: родители – учащиеся – педагоги.Но каждый учебный год настоятельно показывал – школа и учителя не подготовились к новым тенденциям и вызовам. Перегрузки учителей продолжают приводить к оттоку кадров.Накопилось много проблем, которые до сих пор не решаются. Поговорим об электронном документообороте. Это следующая проблема современной школы, которая возмущает педагогов. До сих пор во многих школах действуют два журнала: бумажный и электронный. Причем каждый должен полностью дублировать другой (темы, задания, оценки). Учителя неохотно заполняют эти два важных документа. Конечно, особенно старшему поколению учителей сложно осилить эту ношу ведения документации.Новшества каждый год и в течение всего учебного года для педагогов еще больше приносят неудобства. Профессиональная усталость, деформация учителей продолжает усугубляться.О комфортной жизни в стенах школы приходится пока только мечтать. В школах России трудятся около 1 миллиона учителей. Они работают на 1,5 – 2 и более ставок, чтобы как-то прожить.Переработки очень большие, что, конечно, приводит к усталости и профессиональной деформации. Напомним, что в школу идут работать обычно по призванию.Так что же ждут от школы учителя – это риторический вопрос. Перечислим самое главное:1) хорошее оборудованное рабочее место, комфортные учебные классы, аудитории,2) кабинет релаксации, рефлексии или возможность уединиться (это может быть, оранжерея, «зимний сад», куда можно сходить выдохнуть, собраться мыслями, помедитировать, наконец),3) прийти на беседу в кабинет психолога в любое время, в школах по-прежнему не хватает психологов,4) квалифицированная служба медиации и разрешения конфликтов.А самое главное, педагоги ждут и верят, мечтают о достойной заработной оплате и уважении общества.В заключение, можно отметить, что профилактика профессиональной деформации — ключевая задача в условиях реформирования образования. Учитель, испытывающий хроническое напряжение, усталость и эмоциональное выгорание, не способен в полной мере реализовать свой потенциал, оказывать поддержку учащимся и развивать образовательную среду.Проблема профессионального выгорания и деформации учителей сегодня требует безотлагательных мер на государственном уровне. Нужны конкретные действия, которые помогут отладить процесс взаимодействия всех участников (субъектов) образовательного процесса. Каждый день, входя в класс, учитель должен искриться, быть наполненным и готовым вести детей в мир новых знаний и открытий.Однако нельзя забывать, что и сами педагоги несут ответственность за своё самочувствие. Важно уметь вовремя отдыхать, следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. Напомним известную фразу: «Если не поможешь себе сам — никто не поможет». Она здесь очень уместна.Часто главная причина выгорания в том, что требования к учителям постоянно растут, а поддержки и ресурсов становится меньше. Это приводит к стрессу, усталости и потере интереса к работе. Поэтому важно не только вводить новые образовательные стандарты, но и создавать условия, в которых учитель чувствует себя уверенно, стабильно и комфортно.Подчеркнем, что, конечно, государственная поддержка педагогов обязательна, но и сам учитель должен заботиться о своем физическом, психологическом и ментальном здоровье.Считаем необходимым отметить государственные меры профилактики:1) снизить нагрузку на учителя в виде излишней отчетности, упростить документацию и бумажную волокиту. Как говорится «мел, доска и журнал» – вот три главных документа,2) обязательное психологическое сопровождение учителя. Это могут быть тренинги для саморегуляции, дни психологической разгрузки,3) повышение статуса профессии, диспуты за круглым столом и т.д. [10, 13].Индивидуальные меры профилактики:1) саморефлексия, рекомендуется вести дневник самонаблюдения,2) повышение эмоционального интеллекта,3) работа с установками («я должен» → «я выбираю»),4) соблюдать баланс между работой и личной жизнью,5) забота о физическом, психологическом и ментальном здоровье [10, 14].Конечно, хотелось бы, чтобы руководство прислушивалось и своевременно давало обратную связь на запросы педагогического состава.Отметим главное о роли руководства по данной теме исследования:1) формирует климат доверия и открытости,2) своевременно реагирует на признаки профессионального выгорания,3) способствует устойчивому развитию и обучению персонала,4) обеспечивает нормированный график, не допускающий перегрузок [10, 11].Заключение.Для того, чтобы провести качественный, творческий урок, педагог должен быть наполненным эмоциями, заниматься самообразованием. Ему не хочется штамповать отписки и проходить бесконечные регистрации на платформах.Профанация и профессионализм – диаметрально противоположные категории личности. Выдать каждый урок (а если их 12 в день) – это и правда много стоит. Учитель – личность, и общество должно вернуть ему свой заслуженный статус и уважение в обществе. Хочется пожелать каждому педагогу, выходя из школы домой, быть немного подуставшим, но удовлетворенным своей работой. Правильно выстроенный рабочий ритм поможет обойти эмоциональное выгорание и избежать профессиональной деформации.Для профилактики и коррекции профессиональной деформации необходимы:1) создание системы психологической поддержки педагогов,2) пересмотр управленческих стратегий внутри образовательных учреждений,3) расширение участия учителей в принятии решений и разработке реформ,4) развитие культуры заботы о профессиональном здоровье педагогов.Особенно тревожна ситуация в контексте молодых специалистов и учителей со стажем более 10 лет. Первые — сталкиваются с неоправданными ожиданиями и неготовностью системы интегрировать их опыт, вторые — устают от рутины и отсутствия карьерных перспектив, что часто ведёт к формированию синдрома "профессиональной усталости". Для обеих категорий характерна потребность в профилактике деформационных проявлений, индивидуальных траекториях профессионального развития, менторской поддержке и психологической разгрузке.Таким образом, профессиональная деформация учителя — это не только психологическая проблема, но и социальная, управленческая, образовательная. Преодоление данной проблемы требует комплексного подхода: пересмотра условий труда, повышения престижа профессии, интеграции практик заботы о ментальном здоровье и внедрения механизмов поддержки на уровне образовательных организаций, региона и государства в целом.Для магистрантов направлений, будущих управленцев и исследователей важно не только понимать механизмы возникновения профессиональной деформации, но и участвовать в формировании новой педагогической культуры — культуры заботы, устойчивости и осознанного профессионального роста. Именно это может стать фундаментом для построения эффективной и гуманной системы образования будущего.Таким образом, забота о психологическом благополучии учителя — это не просто гуманистическая задача, но и необходимое условие устойчивого развития системы образования в целом.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Янковская О.В., Наумова Ю.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1256 - 1267. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23426 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23426



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.