'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  113 просмотров

Хаджаева Н.А., Арабова М.Б.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯВ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения и воспитания в высшем учебном заведении   

Ключевые слова:
информационно-коммуникативная технология, образование, обучение   


Мы живем в мире, который включился в процесс глобальной информатизации. Этот процесс открывает доступ к источникам информации, проникновение информационных технологий в производственные, научные и общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности с использованием новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных. Главная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении у преподавателя и студента. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только обогатить студентов большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого. Информационные технологии предоставляют возможность: рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; сделать обучение более эффективным; построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения; вовлечь в процесс активного обучения категории людей, отличающихся способностями и стилем учения; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс; интенсифицировать все уровни учебновоспитательного процесса. Восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой): 1. Презентации — это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. 2. Электронные энциклопедии — являются аналогами обычных справочноинформационных изданий: энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок ;возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. 3. Дидактические материалы — сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста. 4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. 5. Системы виртуального эксперимента — это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное их преимущество — они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. 6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Их достоинство — быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. 7. Электронные учебники и учебные курсы — объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. 8. Обучающие игры и развивающие программы — это интерактивные программы с игровым сценарием. Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет: средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет; средства обучения off-line — это автономно используемые средства. Результатом использования информационных технологий является динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь каждого и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания. Информационные технологии в воспитательной системе используются по следующим направлениям: 1. Организация внеаудиторных мероприятий, общевузовских праздников и концертов, библиотечных уроков, открытых уроков, творческих игр. 2. Проектная деятельность. 3. Установление контактов и общение студентов и преподавателей в режиме on-line с ровесниками и коллегами из других вузов и городов. Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе ВУЗа. Студенты стали активными участниками учебновоспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, необходимость применения современных ИКТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности преподавателей. Информационное обеспечение методической службы ВУЗа включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи системы образования в той или иной степени. Созданные в вузе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы. Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Все большее число родителей, преподавателей, студентов и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыках работы на них, студенты будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хаджаева Н.А., Арабова М.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯВ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 77 - 81. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2345 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2345



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.