'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 215

Просмотры  66 просмотров

Колодин К.И., Ковалева Е.И.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ ОБРАЗОВАННОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАГЛУБЛЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу опыта проектирования современных заземленных музейных комплексов. В статье рассматривается одна из тенденций современного музейного дизайн-проектирования, заключающаяся в объединении музея и природных ландшафтных пространств на примере международного опыта.   

Ключевые слова:
музей, подземное пространство, проектные решения, дизайн среды   


Освоение человеком подземного пространства началось в глубокой древности. Первыми подземными сооружениями считаются естественные пещеры и пустоты в скале, использовавшиеся нашими предками. Пещера стала первым жилищем человека, защищавшим его от непогоды и хищников. По мере развития общественных отношений и личных потребностей, а также прогресса технологий подземного строительства, менялась разновидность подземных объектов, усложнялись их объёмно-планировочные и конструктивные решения [1, с. 305, 2, с. 64-68].Мировой опыт использования подземного пространства показывает, что в таких условиях рационально размещать не только технологические и энергетические коммуникации, но и музейные комплексы [3, с. 9-14].Примером такого решения является фантастический подземный Музей соляных копий (рисунок 1), построенный в румынском городе Турда в 2010 году. На территории города Турда имелся уникальный ресурс - гигантские соляные шахты, соль в которых добывалась с 17 века и за время работы этих шахт было прорыто очень много тоннелей и пещер, достигающих глубины 120 метров, в некоторых местах образовались красивые подземные озера.Рисунок 1. Музей соляных копий Salina Turda.Архитекторы музея, используя территорию заброшенной солевой шахты, спроектировали подземный музей-курорт, разместив там самый большой в мире музей, посвященный добыче соли, спортивную арену, амфитеатр, мини-гольф, дорожки для боулинга, кольцо обозрения и множество других объектов, сохранив при этом сами пещеры и дав тем самым возможность зрителям любоваться соленой шахтой, кататься на лодке по подземному озеру, дышать полезным воздухом. Влажность воздуха в шахте составляет 80% при температуре 11-12 градусов по Цельсию, в результате чего там практически отсутствуют бактерии и аллергены, а пребывание в шахте оказывает хороший оздоровительный эффект на дыхательные органы [4].Таким образом, авторы проекта используя средовой подход в проектировании, изменили старое пространство до неузнаваемости, превратив его в место для паломничества туристов, сохранив при этом исторический контекст территории и естественный ландшафт, сделав музейным экспонатом пространство музея, а не только его наполнение.Создание музеев, как составляющих культурную инфраструктуру городов, является залогом гармоничного и поступательного развития любых территорий [5]. Сегодня в мегаполисах остро стоит проблема дефицита земельных участков под застройку. В связи с этим активный интерес, проявляемый к освоению подземных пространств, вполне объясним. Перед архитекторами стоит задача органичного включения нового музейного объекта в сложившуюся структуру городской среды.С данной задачей удачно справились архитекторы компании JDdVarchitecten разработав пространственную концепцию археологического подземного музея Домундера (Domunder) (рисунок 2) в Утрехте (Нидерланды). Основная задумка архитекторов состояла в том, чтобы сделать археологическую зону доступной и увлекательной для посетителей, не нарушая при этом существующую городскую среду. Заглубляя музей под землю, они сохранили целостность площади Домплейн и позволили раскопанным римским руинам оставаться на месте, сохранив таким образом археологическое богатство.Рисунок 2. Археологический музей Domunder.Музей спроектирован как серия взаимосвязанных подземных залов, следующих за траншеями, вырытыми во время археологических раскопок в 1949 году. Эта линейная планировка не только соответствует существующим руинам, но и обеспечивает интуитивно понятный и увлекательный путь через экспозицию. Посетители спускаются в музей через люк, расположенный на центральной городской площади. Закрытый доступ полностью скрывает присутствие музея на площади.Опираясь на представленный опыт и располагая музей полностью под землей, можно сохранить наземное пространство и существующие постройки, не нарушая сложившийся дизайн исторически ценной территории. Освоение подземного пространства объектами культуры в перегруженных центрах больших городов оправдано и весьма перспективно.Грандиозным объектом культуры могут выступать и морально устаревшие и заброшенные технические и инженерные сооружения. Проектирование морского музея в доке для ремонта кораблей яркий этому пример. Датское архитектурное бюро Bjarke Ingels Group (BIG) реконструировало заброшенный в Хельсингёре док в морской музей M/S (рисунок 3). Используя подземные пространства старого дока, архитекторы создали уникальное архитектурное достижение, которое погружает посетителей в богатую морскую историю Дании.Рисунок 3. Морской музей M/S Museet for Søfart.Здание музея M/S частично затоплено, создавая уникальное пространство, где посетители могут исследовать музей на разных уровнях под землей и над водой. Главное здание имеет футуристический и обтекаемый вид, напоминающий нос корабля. Музей спроектирован так, чтобы посетители могли спускаться под воду и видеть, как строились и обслуживались суда в прошлом.Таким образом, при разработке сценария реконструкции заброшенных объектов специалисты предлагают использовать сложившиеся ресурсы градостроительной ситуации: застройку, ландшафтные особенности, сложившиеся стереотипы использования территории. Пространства с романтическим оттенком таинственного подземелья создают выразительный объемно-пространственный образ музея, органично вписанный в средовое окружение, полноценно отражающий его тематическую направленность.Проведенный анализ современных подходов к проектированию заглубленных музейных комплексов дал возможность выявить пространственные схемы, позволяющие интегрировать новый музей в существующую застройку, а рассмотренные структуры организации пространства в совокупности с архитектурными решениями, учитывающими историю места, способствуют выработке решений по созданию завершенной среды, воспринимаемой комплексно и целостно.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Колодин К.И., Ковалева Е.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ ОБРАЗОВАННОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАГЛУБЛЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1726 - 1732. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23486 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23486



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.