'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 225

Просмотры  89 просмотров

Шамсудинова А.А., Акаев И.Г., Бареева Э.Р.

  


ОСОБЕННОСТИ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ *

  


Аннотация:
статья исследует особенности такого направления, как деконструктивизм, и его актуальность в современной архитектуре на примере Музея русского импрессионизма (МРИ). Рассматривается, как этот противоречивый стиль, характеризующийся нарушением традиционных норм и принципов, может быть успешно адаптирован для создания выразительных и функциональных зданий, отвечающих требованиям современности и стимулирующих творческое мышление.   

Ключевые слова:
деконструктивизм, современная архитектура, философия постструктурализма, деконструкция, архитектурные стили   


Введение.Деконструктивизм – что же это? Это архитектурное течение, возникшее в конце XX века, представляет из себя не только эстетический стиль, но и интеллектуальной проект, чьи корни растут из сути философии постструктурализма. Идеи Жака Дерри о деконструкции вдохновили формирование деконструктивизма на стремление подорвать традиционные иерархии строительства, само представление о устоявшиеся форме, функции и стабильности в архитектуре. Деконструктивистские здания провоцируют своим хаосом, асимметрией и фрагментацией критическое осмысление архитектурного пространства, бросая вызов общепринятым нормам. В отличии от других стилей своей эпатажностью неординарностью деконструктивизм не получил такого массового распространения, но все равно оказал существенное влияние на современную архитектурную теорию и практику. В этой статье мы погрузимся в философские основания деконструктивизма, рассмотрим его ключевые характеристики и наиболее значимые примеры из нашей культуры, в полной мере оценим его вклад в развитие архитектурной мысли и его место в контексте современной культуры.1. Исторические и философские корни деконструктивизма.Деконструктивизм – довольно сложное архитектурное явление, испытавшее на себе влияние различных течение двадцатого века. Жак Дерри, будучи философом, стал ключевой фигурой, его концепция «деконструкции», разработанная в 1960-х годах, предлагала новый подход к анализу текстом, утверждая, что любой текст содержит в себе внутренние противоречия и скрытые иерархии. Задача деконструкции – выявление этих противоречий и разрушение доминирующей структуры [3]. Новаторы-архитекторы того времени восприняли идею деконструкции, как метод разрушения привычных строительных норм, начиная создавать здания, визуализирующие внутренние противоречия и скрытые структуры, сломав тем самым симметрию, нарушив пропорции и отказавшись от традиционных функциональных схем. В результате появились те самые сооружения, кажущиеся хаотичными и «незавершенными», бросающие вызов привычному представлению о том, как должна выглядеть архитектура.Некоторые исследователи просматривают связь между деконструктивизмом и советским конструктивизмом 1920-х годов, ведь в обоих направлениях присутствует интерес к геометрическим формам, динамике и асимметрии [1]. Однако, конструктивисты стремились к созданию рациональных и функциональных зданий, отражающие дух новой эпохи, деконструктивисты же, напротив, подчеркивают иррациональность и нестабильность. Именно поэтому следует с осторожностью проводить параллели между обоими стилями. Расцвет деконструктивизма пришелся на 80-е года, ключевым фактором этого события стала выставка «Деконструктивистская архитектура» в МоМа в Нью-Йорке, организованная Филипом Джонсоном и Марком Вигли в 1988 году. На данной выставке были представлены работы Фрэнка Гери, Петера Айзенмана, Заки Хадид, Даниэля Либескинда и Рема Колхаса, всех их объединяло одно – стремление к разрушению архитектурных конвенций.Больше всех выделился Фрэнк Гери, его знаменитые работы, такие как Музей Гуггенхайма в Бильбао, Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе и Танцующий дом в Праге, стали иконами деконструктивистской архитектуры. Он стал известен, благодаря новаторскому подходу к использованию материалов, создавая здания, кажущиеся спонтанными и органичными, но являющиеся результатом тщательного проектирования. В 1989 году он был удостоен Притцкеровской премии, окупившая все его труды.2.Ключевые характеристики деконструктивизма в архитектуре.Деконструктивизм довольно радикальное направление, характеризующееся сознательных отходом от традиционных принципов проектирования и эстетики, при создании построек отрицая целостность и гармонию, лишь подчеркивая деконструкцию формы. Фрагментация является одной из наиболее заметных черт этого противоречивого стиля, поэтому здания часто выглядят как состоящие из отдельных фрагментов, что проявляется в разрыве плоскостей, нарушении непрерывности объемов и отсутствии четкой структуры, вместо цельного образа представляя из себя коллаж из разрозненных элементов.Как правило, деконструктивистские здания ассиметричны и динамичны, в них отсутствует привычных баланс. Асимметрия может проявляться в фактуре здания, создается визуальный дискомфорт, нарушаются пропорции. Важной характеристикой как раз таки является использование кривых и ломаных линий, отказ от прямых углов, создание ощущения иррациональности, криволинейные формы используются для разработки деформированных объемов и искаженных перспектив. Элементы конструкции (балки, колонны, коммуникации) часто выставляются напоказ, нарушая стереотипное представление о скрытии инженерных систем, могут быть расположены под углом, пересекаться друг с другом и создавать сложные визуальные эффекты [4].В целом, этот стиль отличается своей неоднозначностью, вызывая у зрителя широкий спектр эмоций, что и является частью деконструктивистской эстетики, которая стремится к разрушению стереотипного мышления. Деконструктивизм не только стимулировал поиск новых материалов и технологий, но и заставил архитекторов пересмотреть свое отношение к простоте формы, пространства и функции, вдохновив их на более смелые и инновационные решения [6].3. Музей русского импрессионизма в Москве.Музей русского импрессионизма (МРИ) в Москве – это яркий пример того, как можно вдохнуть новую жизнь в старую фабрику, используя элементы деконструктивизма на территории бывшего «Большевика». Британское бюро John McAslan + Partners не стали рушить прошлое при проектировании, а наоборот, интегрировали его в современную архитектуру, переосмыслив промышленное наследие города. Сердцем музея стал бывший склад цилиндрической формы, сохраняя свой дух, но сам фасад был преображен до неузнаваемости, на смену скучной геометрии пришли наклонные плоскости и смещенные углы, здание имеет ощущение непредсказуемого движения при отсутствии скучной геометрии и иллюзии разваленной формы. Словно вырванная из здания лестница привлекает особое внимание, она зависла в воздухе и стала самостоятельным произведением искусства. Фасад играет на контрастах: старый кирпич фабрики соседствует с современными металлом и стеклом, ажурные металлические панели, словно кружево, окутывают здание, делая его легким и воздушным, несмотря на внушительные размеры [5]. Но деконструктивизм здесь не ради эпатажа, Главная цель – создать современное и удобное пространство для экспозиции русского импрессионизма. Внутри царит игра света и тени, а асимметричные залы и многоуровневые переходы создают необычный опыт для посетителей, позволяя по-новому взглянуть на искусство.Рисунок 1. Фасад музея русского импрессионизма.В отличие от радикальных примеров деконструктивизма, упомянутых выше, МРИ демонстрирует более умеренный и контекстуальный подход. Эйдан Поттер, главный архитектор проекта, не стремился к полному разрушению формы или созданию хаотичного пространства, вместо этого, он использовал отдельные деконструктивистские элементы для акцентирования определенных частей здания, подчеркнув визуальный интерес и современную функцию сооружения.Заключение.Наследие деконструктивизма – это не про создание архитектурных икон, это про революционное расширение границ архитектурного мышления. Деконструктивизм бросил вызов традиционности, трансформировал представление о функциональности и выразительности зданий, и это все вопреки уже устоявшимся представляем о рациональной архитектуры. Он акцентировал провокацию и кажущийся хаос, доказав, что любое архитектурное сооружение может быть произведением искусства, преображающим пространство и вдохновляющим человеческие умы на что-то невообразимое. Несмотря на то, что развитие архитектуры вряд ли будет полностью подчинено этому спорному стилю, его влияние не может не сохраниться. Изучение деконструктивизма – это в первую очередь вызов нашему критическому мышлению, нашей фантазии, это способность создавать инновационные проекты, отвечающие требованиям современности, а его понимание и осмысление даст возможность молодым архитекторам создавать свои захватывающие дух произведения, формировать будущее архитектуры – смелое, инновационное и живое.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шамсудинова А.А., Акаев И.Г., Бареева Э.Р. ОСОБЕННОСТИ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 1800 - 1806. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23496 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23496



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.