'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 4
  4. Научная статья № 257

Просмотры  163 просмотров

Шибанова А.С., Гладкова Н.М., Фёдорова Г.А.

  


РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается влияние физической активности на развитие когнитивных функций младших школьников.Введение. В современном обществе, где технологии занимают все более значимое место в жизни детей, проблема снижения физической активности становится особенно актуальной. Младшие школьники, проводя значительное время за экранами компьютеров и мобильных устройств, теряют возможность полноценно развиваться как физически, так и интеллектуально. В результате этого наблюдается не только ухудшение физического здоровья, но и снижение когнитивных функций, что может негативно сказываться на учебной деятельности и общем развитии ребенка.Актуальность: физическая активность представляет собой важный компонент здорового образа жизни и играет ключевую роль в оптимизации процессов обучения и развития. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения способствуют улучшению работы мозга, повышению уровня концентрации внимания, улучшению памяти и способности к обучению. Активные игры и занятия спортом не только укрепляют физическое здоровье детей, но и способствуют улучшению их психоэмоционального состояния, что является неотъемлемой частью успешного учебного процесса.   

Ключевые слова:
физическая активность, когнитивные функции, спорт   


Цель: изучить влияние физической активности на когнитивные функции младших школьников.Задачи:Изучить литературу по данной теме,Дать характеристику физической активности,Раскрыть понятие когнитивных функций,Рассмотреть теоретические аспекты влияния физической активности на мозговую деятельность и когнитивные функции.Выработать рекомендации для родителей и педагогов по организации физической активности в повседневной жизни детей.Основная часть.Физическая активность играет важную роль в общем развитии детей, особенно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит интенсивное развитие не только физических, но и познавательных функций. Рассмотрим, как именно физическая активность влияет на когнитивные способности младших школьников.Физическая активность – это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии. Термин «физическая активность» относится к любым видам движений, в том числе во время отдыха, поездок в какие-либо места или в процессе учебы. Улучшению здоровья способствует как умеренная, так и интенсивная физическая активность [1]. Регулярные занятия физической культурой – это лучший способ профилактики многих хронических заболеваний, они помогают поддерживать функциональную подвижность и физическую форму людей в любом возрасте. Любая активность положительно сказывается на здоровье и благополучии, и наоборот, ее недостаток ведет к увеличению риска развития неинфекционных заболеваний и возникновения других неблагоприятных последствий для здоровья [2]. Известно, что физическая активность способствует улучшению кровообращения, поэтому мозг человека лучше снабжается кислородом, а значит, и увеличивается работоспособность.В период 7-10 лет активно развиваются все когнитивные процессы. Когнитивные функции – это, в первую очередь, способность головного человека принимать, понимать и обрабатывать получаемую из разных источников информацию, а также способность вспоминать и воспроизводить полученный ранее опыт. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека. Рассмотрим, на какие познавательные процессы влияет физическая активность [9].Одним из самых заметных эффектов оказывается влияние на память. Многие исследования показывают, что физические нагрузки способствуют увеличению нейронов в части мозга, отвечающей за долговременную память. Она область называется гиппокамп. Физическая активность помогает школьникам лучше запоминать информацию, повышает качество процесса обучения и воспитания, снижает уровень стресса, который также влияет на мозговые способности человека. Простые физические упражнения, такие как бег, прыжки и растяжка, значительно улучшают внимание и помогают лучше воспринимать новую информацию [4]. Ежедневные занятия спортом могут помочь учащимся начальной школы стать более внимательными и сосредоточенными, организованными, что важно не только для успешного обучения в школе, но и для решения повседневных задач, таких как помощь родителям по дому, кроме того, это формирования внутренней дисциплины. Проведенные учеными исследования показали, что дети, которые занимаются физкультурой, проявляют улучшенные результаты в тестах на внимание, память, мышление [3].Активно развивается критическое мышление и способность к самостоятельному решению проблем. Участие в спортивных играх и командных видах спорта требует от детей быстрой реакции, анализа ситуации и принятия решений. Эти навыки, приобретенные в процессе физической активности, могут быть перенесены на учебный процесс. Учёные Университета Ноттингем Трент провели эксперимент с 104 учениками в возрасте с 9 до 11 лет. Школьники выполняли несколько тестов и задач после физической активности, при этом после упражнений им давалось 45 минут отдыха. После физической активности у детей улучшились память, гибкое мышление и самоконтроль. Подвижные игры, включающие логические задания и упражнения на сложение, сравнение и вычитание, эффективно способствуют развитию логического мышления у младших школьников. Такие игры не только укрепляют интеллектуальные навыки, но и способствуют поддержанию физической активности, что положительно сказывается на общем здоровье учащихся. При планировании занятий рекомендуется чередовать учебные и физические упражнения в различных формах: игровые, командные, индивидуальные. Это помогает снизить утомление, повысить мотивацию и создать благоприятную атмосферу для обучения. Использование разнообразных методов делает уроки более интересными и результативными, а также способствует развитию у детей способности к концентрации и принятию решений в динамичных ситуациях [4].Регулярная физическая активность развивает речь младших школьников. С физиологической точки зрения, во время движения мозг получает больше кислорода, что способствует питанию нервных клеток. Разнообразные виды движений стимулируют работу речедвигательного анализатора и создают благоприятные условия для развития речи и восстановления нарушенных речевых функций. С психологической стороны, движение предоставляет ребёнку больше возможностей для изучения окружающего мира. Любознательность способствует расширению словарного запаса. Точное и активное выполнение упражнений для ног, рук, туловища и головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые играют ключевую роль в формировании правильного произношения звуков. В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием [6]. Также важно отметить, что занятия спортом положительно влияют на эмоциональное состояние детей, снижается уровень стресса и тревожности, что создает более благоприятные условия для обучения. Эмоциональное благополучие напрямую связано с когнитивными функциями, поскольку стресс и негативные эмоции могут ухудшать способность к обучению, снижать концентрацию, замедлять мышление и мешать усвоению информации. Поддержание positive эмоционального состояния способствует более эффективной работе памяти, внимания и аналитических навыков у учащихся [7].Таким образом, физическая активность способствует формированию у школьников дисциплины, ответственности и умения планировать свое время — важных личностных качеств, способствует развитию командных навыков и умению работать в коллективе, что особенно важно для формирования здоровых межличностных отношений у младших школьников. Активные игры и спортивные мероприятия помогают детям научиться соблюдать правила, уважать мнение других и проявлять инициативу. Эти качества способствуют не только личностному развитию, но и создают положительную атмосферу в учебной среде. Также следует подчеркнуть, что систематическая физическая активность помогает предотвратить развитие многих заболеваний, что в будущем положительно влияет на здоровье ребенка. В целом, интеграция физической активности в жизнь младших школьников — это комплексный подход, который обеспечивает их гармоничное развитие, укрепляет здоровье и способствует формированию необходимых для успешной жизни навыков и качеств.Рекомендации для родителей и педагогов по организации физической активности:Для родителей.Создание активной среды является важным аспектом развития физической культуры у младших школьников. Обеспечьте доступ к разнообразному спортивному инвентарю, такому как мячи, скакалки, велосипеды и другие спортивные снаряды, чтобы дети могли разнообразно и интересно заниматься физической активностью.Включите физическую активность в распорядок дня. Это могут быть утренние зарядки, прогулки после школы или занятия спортом в выходные дни.Предлагайте детям широкий спектр спортивных и двигательных занятий, чтобы они могли выбрать то, что им по душе. Это могут быть такие виды деятельности, как плавание, танцы, командные игры (например, футбол, баскетбол, волейбол), а также индивидуальные виды спорта (бег, гимнастика, боевые искусства).Совместные занятия физической активностью с детьми являются важным аспектом формирования здоровых привычек и укрепления семейных связей. Участвуя вместе в спортивных играх, прогулках, велосипедных поездках или тренировках, вы показываете пример положительного отношения к движению и заботы о здоровье. Такие совместные активности создают позитивную атмосферу, мотивируют детей быть более активными и помогают развивать командный дух и доверие.Хвалите детей за их усилия и достижения, независимо от того, насколько они велики – это может быть и успешное выполнение упражнения, и старание, и проявленная настойчивость. Такой подход помогает сформировать у детей уверенность в себе, развить позитивное отношение к физической активности и стимулирует желание продолжать заниматься.Следите за точностью и правильностью выполнения движений детьми. Контролируйте дыхание ребёнка во время выполнения физических упражнений.Для педагогов:Использование активных методов обучения, таких как образовательные игры на свежем воздухе, физические упражнения в перерывах или во время уроков, а также командные активности, стимулирующие мышечную работу и развитие моторики.Создание предметного окружения, стимулирующего детей к подвижной деятельности, очень важно для их развития и формирования позитивного отношения к физической активности. Такое окружение должно быть ярким, разнообразным и безопасным, чтобы привлекать внимание детей и побуждать их к самостоятельным движениям, играм и упражнениям. Например: спортивный уголок в комнате, мячи, обручи, скакалка, используя данный инвентарь ребенок может заниматься как дома, так и на улице.Периодически изменять предложенный набор оборудования и инвентарь, вносить новые компоненты в предметное окружение. В некоторой степени это будет условие, которое заинтересует ребенка использовать данный инвентарь.Проведение индивидуальной работы по физическому воспитанию в свободное время, отведённое для самостоятельной деятельности детей, способствует более эффективному развитию двигательных навыков и учёту индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в небольших подгруппах по 2–4 человека, что позволяет педагогу более внимательно наблюдать за прогрессом каждого воспитанника, корректировать упражнения и стимулировать мотивацию.Использование круговой тренировки, которая предполагает выполнение упражнений или основных движений поочерёдно, переходя от одной «станции» к другой. Регулирование нагрузки, учитывая индивидуальные особенности. Данную рекомендацию, например, можно рассматривать в виде утренней зарядки дома [8].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шибанова А.С., Гладкова Н.М., Фёдорова Г.А. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 2057 - 2065. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23528 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23528



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.