'
Чащина А.В., Демидов Д.В.
СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ НАЕЗДОВ НА ДИКИХ ЖИВОТНЫХ (ОПЫТ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ) *
Аннотация:
в работе приведены результаты автотехнического исследования, показывающие необходимость снижения скорости движения автотранспортного средства с целью возможности своевременного обнаружения дикого животного как опасности для движения, уменьшения остановочного пути и предотвращения наезда на дикое животное. Так, для мокрого состояния дорожного покрытия при снижении скорости движения с 90 до 70 км/час (22,2 %), остановочный путь автомобиля сокращается с 85,18 до 58,12 м (31,8 %), что показывает эффективность снижения скорости движения.
Ключевые слова:
автотехническое исследование, автотранспортное средство, безопасность движения, время реакции водителя, дикое животное, наезд, остановочный путь, скорость, судебная экспертиза
При эксплуатации автомобильных дорог в Российской Федерации водители автотранспортных средств (далее – АТС) зачастую пренебрегают требованием снижения скорости движения в зоне действия знака 1.27 «Дикие животные» по ГОСТ Р 52290-2004 [1] и ГОСТ Р 52289-2019 [2], что приводит к дорожно-транспортным происшествиям и судебным разбирательствам.На основе опыта проведенных автотехнических исследований по материалам дорожно-транспортных происшествий рассмотрим ситуацию, когда в темное время суток автомобиль Mercedes-Benz E 200 совершил наезд на животное при мокром состоянии дорожного покрытия. Перед экспертом поставлен вопрос: «Имеет ли водитель техническую возможность избежать наезд на животное?».Для сравнения производим расчет остановочного пути при следующих значениях скорости движения АТС: 90 км/час (максимальная разрешенная скорость движения легкового автомобиля на дорогах вне населенных пунктов), 70 км/час (при введении ограничения скорости движения, как правило, применяют ступенчатое снижение скорости с шагом в 20 км/час).Остановочный путь автомобиля (Остановочный путь: 1. Расстояние, преодолеваемое транспортным средством за остановочное время. 2. Расстояние, необходимое водителю для остановки транспортного средства путем торможения при заданной скорости движения в конкретных дорожных условиях. Остановочный путь складывается из расстояния, проходимого транспортным средством за время реакции водителя, время запаздывания срабатывания тормозного привода и за время нарастания замедления при экстренном торможении, и из расстояния, проходимого транспортным средством с установившимся замедлением вплоть до его полной остановки (п. 2.115 ГОСТ Р 59857-2021 [3]) определяется по формуле [4], (1)где– время остановочного пути, с,– время замедления, с,= 25 и 19,44 м/с – скорости автомобиля Mercedes-Benz E 200 для значений 90 и 70 км/час соответственно (значение получено делением значения скорости, выраженной в [км/час] на коэффициент 3,6 - коэффициент перевода значения скорости из размерности [км/час] в [м/с] и наоборот),= 6,7 м/с2 – установившееся замедление для автомобиля Mercedes-Benz E 200 при мокром состоянии покрытии [5].Время замедления= + = 1,2 + 0,1 = 1,3 с, (2)где = 1,2 с – время реакции водителя,= 0,1 с – время запаздывания срабатывания тормозного привода.Время остановочного пути= + + = + = 1,3 + 0,5 = 1,8 с, (3) где = 0,5 с – время нарастания замедления для автомобиля Mercedes-Benz E 200 при мокром состоянии покрытии [5].Из формулы (3) выделяем время нарастания замедления=–. (4)Поэтому выражение (1) будет иметь следующий вид:. (5)При скорости движения 90 км/час остановочный путь составит.При скорости движения 70 км/час остановочный путь составит.Для мокрого состояния дорожного покрытия при снижении скорости движения с 90 до 70 км/час (22,2 %), остановочный путь автомобиля Mercedes-Benz E 200 сокращается с 85,18 до 58,12 м (31,8 %), что показывает эффективность снижения скорости движения. Учитывая, что расстояние видимости поверхности проезжей части в направлении движения автомобиля при ближнем свете фар составляет [5], поэтому движение автомобиля Mercedes-Benz E 200 со скоростью 90 км/час не позволит своевременно обнаружить опасность для движения, что приведет к наезду на дикое животное.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Чащина А.В., Демидов Д.В. СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ НАЕЗДОВ НА ДИКИХ ЖИВОТНЫХ (ОПЫТ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ) // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 2183 - 2188. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23548 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*