'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 23

Просмотры  78 просмотров

Куджева Е.К.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье анализируются понятие, признаки экологических правонарушений и виды юридической ответственности. Особое внимание автор уделяет характеристике уголовной, административной, гражданско-правой и дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения   

Ключевые слова:
экологические правонарушения, административная ответственность, эколого-правовая ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая или материальная ответственность, дисциплинарная ответственность   


Среди мер правовой ответственности в рассматриваемой области наряду с другими видами уголовной, административной и гражданской ответственности граждан и юридических лиц особое значение имеют меры и других видов ответственности за экологические правонарушения. Следует отметить, что ежегодный убыток, наносимый экономике России только преступными лесозаготовками, исчисляется миллиардами рублей.[5,ст.1 ] Сумма ущерба по завершенным уголовным делам в 2015 году в РФ составила более 4,9 млрд. рублей. [ 4, ст.1 ] Анализ практики показывает, что применение уголовных наказаний к лицам, совершивших экологические преступления, связанных с использованием и охраной некоторых природных ресурсов, а также охраны окружающей среды в целом, недостаточно эффективно. Правовые нормы, криминализирующие вред окружающей среде, ее природным объектам и комплексам и действия, угрожающие экологической безопасности населения, применяются не часто. С учетом этих недостатков следует выделить факторы, свидетельствующие о несовершенстве законодательства об уголовной ответственности за экологические правонарушения. Во-первых, в правовом регулировании коллективных отношений в этой сфере есть пробелы, которые нужно как можно скорее взять на вооружение и исправить. Во-вторых, современное законодательство об уголовной ответственности и о правовой ответственности не в полной мере учитывает социально-экологический характер природных объектов как основы жизни и деятельности населения. В-третьих, наблюдается несоответствие уголовного законодательства новейшему современному экологическому законодательству, что необходимо учесть в данное время. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [ 6 ст.2.] не сформулированы виды экологических правонарушений, влекущих применение мер административной и уголовной ответственности, что считаем не правомерным. В связи с этим существуют важнейшие проблемы в установлении и разграничении уголовных и административных правонарушений, которые формируют серьезные проблемы в правоохранительной сфере и влияют на соблюдение федерального и регионального природоохранного законодательства В России. По этой причине необходимо включить в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» статью, определяющую виды экологических правонарушений как в сфере природопользования, так и в сфере охраны окружающей природной среды. С учетом современных экологических и правовых требований должны быть зафиксированы во всех федеральных природоресурсных законах правонарушения, относящиеся охраны и разумного использования объектов природы и природных ресурсов. Конечно, необходимо внести изменения в Водный, Лесной и Земельный кодексы РФ, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», определяющий круг правонарушений в части специфики отдельного объекта природы, а также с учетом его целенаправленного и рационального использования и охраны окружающей среды. Это  обеспечить согласованность законодательства об охране окружающей среды и законодательства об уголовной ответственности за правонарушения. В зависимости от видов преступлений, уголовное законодательство будет определять преступления, вовремя вносить изменения в существующие правонарушения и в то же время исключать или изменять существующие правонарушения. [3 ст.3.] При этом следует учитывать, что досрочное изменение природоохранного и уголовного законодательства РФ обусловлено рядом объективных обстоятельств, в частности продолжающимся ухудшением экологической обстановки в отдельных регионах страны. [4 ст.3.] Нарушались нормы и правила при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы, экологического аудита, экологического лицензирования и сертификации, банкротства предприятий и отдельных производственных объектов, предоставления и приватизации земельных участков, водоемов, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции с нарушением правовых экологических требований, нарушения порядка и правил обращения с производственными отходами. Своевременное применение мер правовой ответственности к виновным в совершении экологических правонарушений во многом зависит от состояния здоровья человека, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, состояния отдельных объектов и природных комплексов. Практическая деятельность показывает, что на действие административной ответственности в области охраны среды влияют: - недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях; - низкий образовательный анализ дел и вынесения административных наказаний; - не исполнения приказов и постановлений; - отсутствие карательной административной практики

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Куджева Е.К. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 150 - 155. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2355 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2355



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.