'
Калмыкова В.А.
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ В XII-XVIII ВВ. *
Аннотация:
статья посвящена исследованию эволюции образа вампира в европейской культуре в период с XII по XVIII века. Анализируются изменения представлений о вампиризме на основе исторических источников. В статье выделяются характерные черты образа вампира, способы обнаружения вампира и методы борьбы, которые были распространены в XII-XVIII веках.
Ключевые слова:
вампир, вера, дух, дьявол, эксгумация
Образ вампира в современной массовой культуре пользуется популярностью. Этот образ был основополагающим для создания более тысячи произведений, множества экранизаций, музыкальных композиций и предметов искусства. Особой популярностью образ вампира стал пользоваться после экранизации, в 1992 году, фильма «Дракула» режиссёра Френсиса Форда Копполы по роману Брэма Стокера. С популяризацией вампиров массовая культура начала упрощать и романтизировать образ мистического персонажа. Например, появляются книги, основанные на истории любви между обычным человеком и вампиром, такие как «Сумерки», «Дневники вампира» и т.д.Образ вампира сегодня не представляется единым. Вампиры, воплощенные в литературных произведениях и кино отличаются друг от друга. В одних произведениях вампиры имеют дополнительные сверхспособности, например чтение мыслей или умение видеть будущее, а в других они обладают только способностью быстрого перемещения. В одних произведениях, чтобы стать вампиром нужно, чтобы тебя укусил другой вампир, а в других необходимо перед смертью выпить кровь вампира. Но стоит отметить, что у этих образов, порождённых массовой культурой, есть общие черты: вампиры бессмертны, обладают быстрой реакцией, не могут находиться под открытыми солнечными лучами. Мы предполагаем, что эти общие характеристики вампира основаны на фольклоре и общих древних традициях европейских народов, а другие специфические особенности вампира появились под влиянием массовой культуры и особенностями той или иной страны. В связи с этим, целью нашей работы является анализ изменений представлений об образе вампира в европейской культуре.Одним из первых источников в Европе, говорящем о мертвецах, которые встают из своих могил, можно считать записанные хроники в XII веке Вильямом Ньюбургским, английским хронистом и теологом. В своей истории Англии он упоминает 4 случая восставших мертвецов, о которых он узнал по слухам от местных жителей.Вильям Ньюбургский, рассказывая об этих случаях, не дает название восставшим мертвецам. Мы можем выделить общие черты в этих приведенных случаях: появление мертвеца всегда сопровождалось эпидемией, восстать могли только злые люди, мертвые в первую очередь приходили сначала к близким родственникам, могли нападать на людей, но серьезных травм не наносили, тело после вскрытие могилы в основном оставалось неизменным, за исключением случаев, где тело мертвеца уже начало разлагаться [5, p. 661-662]. Стоит отметить, что Вильям Ньюбургский опускает подробности о времени, которое прошло с начала похорон до вскрытия могилы, также в редких случаях сообщает причину смерти, поэтому сложно проанализировать тезис об неизменности тела. Можно предположить, что тело просто не успело начать разлагаться.Описывая эти события, хронист задумывается над тем, что в более ранних источниках, он не встречал подобные сведения о восставших мертвецах, но не сомневается в правдивости описанных им событий [5, p. 658].Подобные свидетельства мы также находим в труде «De nugis curialium» Вальтера Мапа, английского хрониста и придворного короля Генриха II [3]. Автор труда не считает восставшего мертвеца призраком и даже разделяет эти понятия, но название этому явлению, так же, как и Вильям Ньюбургский, не дает. Однако характеризует это явление общим понятием «prodigio» [3, p. 103]. Также археологами были обнаружены нетипичные захоронения людей в Чехии, могилы которых датированы XII веком. В погребениях были найдены металлические шипы, воткнутые в тела умерших или тяжелые камни, положенные на них. Археологи связывают такое необычное захоронение с верой людей в то, что эти умершие подвержены риску восстать из мертвых [1, p. 4].После XII века предания о вампирах, видимо, совершенно угасли в Англии и, за редким исключением не появлялись вновь до XVIII века. Однако в 1597 году была опубликована диссертация короля Шотландии Якова VI (с 1603 г. Якова I Английского) «Демонология» в 3-х книгах, рассказывающая о магии и нечистой силе. В своем труде Яков I описал виды духов, которые могут являться живым людям с помощью магии или силы дьявола. Духов, которые бродили по домам, проявляясь в разных обличиях и издавая громкие звуки, Яков именует лемурами, основываясь на римской мифологии [2, p. 45]. Согласно формулировке А.А. Нейхардт, советского антиковеда, лемуры — это страшные приведения, появляющиеся в виде скелетов или вампиров и высасывающие кровь у живых людей [7, с. 512]. В своей диссертации Яков I говорит, что эти духи являются только к грешным людям, так как Бог может контролировать этот процесс и мешать сатане управлять телами мертвых в присутствии благочестивых людей. Избавиться от присутствия мертвецов в доме можно только двумя способами: первый — помолиться, второй способ — это очищение себя и исправление жизни от грехов [2, p. 46-47].Первые исследования, которые относят к сфере вампирологии, появились в XVII веке и были они связаны с изучением греческих вруколаков и немецких нахцереров. Например, в 1657 г. в Париже вышла книга иезуита Франсуа Ришара, который подробно описал вруколаков и заключал, что нечистая сила оживляет и наполняет жизнью мертвые тела [4, p. 208-226].В Германском фольклоре похожим по характеристикам на вампира было существо нахцерер, который поедает собственное мертвое тело и разносит смертельные болезни. В XVII веке об этом существе говорили в германских сборниках, посвященным потусторонним явлениям, например «Der höllische Proteus oder tausendkünstige Versteller» Эразма Францисция, а также о нахцерерах говорили в ученых трактатах.Итак, до начала XVIII века в разных странах Европы существовал свой прототип современного образа вампира. Эти мифологические существа отличались друг от друга видом своей деятельности, но также обладали и рядом схожих черт: это были существа, порожденные Дьяволом и все они были умершими людьми. В XVIII веке обострилось внимание людей в Европе к образу вампира, что в историографии назовут «вампирская эпидемия», очагом зарождения которой стала восточная и центральная часть современной Сербии. Связано это было с расследованием необъяснимых смертей Петра Плогойовица в 1725 г. и Арнонда Паоле в конце 1731-начале 1732 гг.Впервые термин «вампир» применяется к конкретному человеку, Петру Плогойовицу в сообщении камерал-провизора Фромбальда. Камерал-провизор в своем сообщении администрации объяснил, в связи с какими обстоятельствами он разрешил вскрыть могилу умершего человека. Дело в том, что спустя 10 недель после захоронения Петра в течение 8 дней умерли 9 женщин после тяжелой 24-часовой болезни. Каждая из девушек утверждала, что во сне ей являлся мертвец и ложился на них таким образом, что они не могли дышать. При вскрытии могилы люди обнаружили, что у мертвеца выросли волосы, ногти, во рту была свежая кровь, которую по общему показанию Петр высосал из убитых. Население деревни приняло решение проткнуть тело колом и сжечь [6, p. 26-28].Другое сообщение, о котором стало известно в Европе, это рапорт доктора Глазера. В 1731 году Шнеццер, глава имперской военной администрации в Ягодине, получил тревожное известие из деревни Метветт: жители умирали от неизвестной болезни. Шнеццер направил в деревню имперского врача-эпидемиолога Глазера. В рапорте доктор описал панику людей в деревне, которая заключалась в том, что люди в деревне умирают от вампиров. Вера населения в вампиров была основана на словах ранее живых девушек. Одна старушка из Турции рассказала своим соседям, что съела двух овец, которых убили турецкие вампиры, поэтому, когда она умрет, то сама станет вампиром. Другая молодая девушка, 20 лет, при жизни сказала соседям, что, когда была в Турции, там господствовали вампиры и для защиты однажды намазала себя кровью одного вампира, поэтому по смерти сама станет вампиром. Доктор Глазер дабы убедиться в слухах вскрыл 10 могил, и подтвердил опасения деревни. Заключения доктора были основаны на все тех же, ранее нами уже описанных признаках: выросли ногти и волосы, тело пополнело, во рту находилась свежая кровь [6, p. 34-36].Рапорт доктора Глазера вызвало беспокойство у правительства и было решено отправить новую комиссию для исследования трупов в деревне в составе 3 врачей и двух военных. По завершении работы комиссии был составлен протокол под названием «Visum et Repertum». Протокол сообщал об умершем 5 лет назад Арнонде Паоле, который при жизни рассказал, что в Турецкой Сербии, его мучил один вампир, вследствие чего он съел землю с могилы вампира и намазал себя его кровью, поэтому сам станет вампиром. Также в протоколе врачи зафиксировали 13 трупов в вампирическом состоянии [6, p. 41-45]. Сенсационный документ моментально разошелся по Европе в газетных и журнальных публикациях, издавался в виде брошюр и перепечатывался в книгах.Помимо эксгумации трупов люди старались предотвратить восстание мертвеца, если предполагали, что он мог стать вампиром. Известны три захоронения «вампиров» в Польше, датируемых XVII-XVIII вв. при раскопках кладбища в Драваско. Все захоронения представляли собой распростертые тела, лежащие на спине. Двое из них, взрослые люди с железными серпами на шее, в то время как третий, более молодой человек, был похоронен со связанным телом и камнями, приставленным к его горлу. В фольклорной традиции серпы обладали свойством отгонять зло. Погребение людей с острым серпом было способом сдуть раздувшегося вампира (как уже ранее было упомянуто, характерный признак вампира — полное тело), что в сочетании с верой в то, что железо было проклятием для вампиров, гарантировало, что мертвый не восстанет [1, p. 4-5].Конец вампирической лихорадки можно датировать 1755 г., когда императрица Мария Терезия направила придворных медиков Иоганнеса Гастера и Кристиана Вабста расследовать еще один случай вампиризма в Гермерсдорфе, где эксгумировали тела умерших. Ознакомившись с докладом медиков, главный придворный врач и ближайший советник Марии Терезии, Герард ван Свитен, написал сочинение «Замечание о вампиризме», где признал веру в вампиров как суеверие, присущее варварским и невежественным народам. По совету медиков Мария Терезия выпустила особый рескрипт, запрещавший эксгумацию трупов и издевательство над ними, а вампиры объявлялись фантомами воображения [6].Таким образом, мы можем говорить о некоторой стабильности в формировании европейского образа вампира. До XVIII века в фольклорной традиции разных европейских стран, таких как Англия, Германия, Чехия и т.д., существовали разные существа, напоминающие вампиров (лемуры, нахцереры и т.д). Эти существа были основаны на вере в то, что грешные люди могут восстать из мертвых под влиянием дьявола (а с XVI века еще и под влиянием магии ведьм), и могут распространять зло в округе. Проявление зла с XII века начало связываться с распространением эпидемии, которая уносила жизни многих людей. Для подтверждения своей веры люди выкапывали могилу предполагаемого грешника. Характерными чертами, которые служили подтверждением нечистой силы, являлись отросшие ногти и волосы, смена кожи, прибавление массы тела. Способы борьбы с вампирами были разнообразны по характеру: отпущение грехов, вонзание кола в сердце, сжигание трупа и т.д. В XVIII веке в юго-восточной Европе появляется сам термин «вампир». В юго-восточной Европе вампирами могли стать все люди, убитые вампиром, или на которых попала кровь вампира. К характерным чертам, по которым определяли вампиров, начали относить наличие свежей крови во рту. Способы борьбы с вампирами имели иной характер: уже было недостаточно молитвы священника, необходимо было обязательно повредить тело: отрубить голову, сжечь, вонзить кол и т.д.Интересно отметить, что в источниках не встречаются сведения о трупах с вампирскими укусами. Единственное физическое влияние, которое оказывал вампир на людей это удушье. Соответственно представление, что вампир это кровососущее существо было во многом основано на том, что во рту умерших находили свежую кровь.Также представление, что солнечный свет сжигает вампиров, основано на том, что эти существа выходили и пугали людей только ночью и их никогда не видели днем. Более того, днем, при свете солнца, вампир абсолютно беззащитен и неподвижен, его можно легко убить, выкопав его могилу.В результате проведенного анализа гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, не подтвердилась. Наше исследование показало, что в период с XII по XVIII век в странах Центральной и Северо-Западной Европы существовали самостоятельные и стабильные традиции восприятия вампирических сущностей, которые различались между собой как по содержанию, так и по именному обозначению. В Юго-Восточной Европе представления о вампирах были выражены более отчетливо, что привело к возникновению самого термина «вампир» и первых прототипов, в которых наиболее ярко проявлялись характерные черты вампиров. Лишь в XIX столетии образ вампира в европейской культуре начал приобретать современные очертания благодаря популярным литературным произведениям на тему сверхъестественного, таким как работы Джорджа Гордона Байрона, Шеридана Ле Фаню и Брэма Стокера. Таким образом, в указанный временной промежуток европейский образ вампира оставался неоднородным и не претерпел существенных трансформаций своих характеристик.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 4
Ссылка для цитирования:
Калмыкова В.А. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ В XII-XVIII ВВ. // Вестник науки №5 (86) том 4. С. 2196 - 2204. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23550 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*