'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 26

Просмотры  104 просмотров

Неверова Ю.А.

  


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими уголовное преследование, защита прав и свобод граждан при осуществлении данного надзора, способы и пути совершенствования   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, дознание, предварительное следствие   


Особое место среди субъектов конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина в России занимают органы прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» далее - Федеральный закон о прокуратуре РФ) относит к основным задачам прокуратуры, а пределы прокурорского надзора охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ. Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации предмет прокурорской деятельности, определяет общий порядок назначения на должность прокуроров различного уровня и освобождения от нее. Полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации Конституция позволяет определить федеральным законом. В Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации среди прочих отраслей прокурорского надзора законодатель выделяет и надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, определяя, что предметом надзора в этой области являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствия [1]. Таким образом, законодатель подчеркнул объективную взаимосвязь оперативнорозыскной и уголовно-процессуальной деятельности, которая обусловлена тем, что в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности создаются предпосылки и условия для начала уголовного преследования, тем самым последовательно решаются задачи обнаружения и раскрытия преступления, выявления виновных и обоснования их ответственности. Вместе с тем приведенное конституционное правило не должно трактоваться таким образом, что методы, средства и способы прокурорского надзора в обоих видах деятельности должны быть идентичными. В связи с этим в юридической литературе распространено убеждение, что данное конституционное предписание игнорирует сущность такого специфического и самостоятельного вида деятельности, какой является оперативно-розыскная деятельность [2, с. 3]. В.Н.Осипкин считает необходимым выделить прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора [3, с. 2]. Не говоря о подмене прокурорским надзором института ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью скорее делаем вывод, что прокурорский надзор является независимым средством проверки эффективности и качества ведомственного контроля, что вполне оправданно. Исключая подмену государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры одновременно должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица, с тем чтобы они неукоснительно и качественно выполняли возложенные на них обязанности. Существенную роль в этой деятельности могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушение закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина [4, с. 1-2]. В.В. Россинский отмечает, что на прокуратуру возлагаются обязанности надзора за самими контролирующими органами, а именно в части обеспечения прав и свобод человека и гражданина [5, с. 3]. Таким образом, возможно сделать вывод о том, что обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при осуществлении надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия является основополагающим и ключевым моментом, который кладётся в основу, как при определении пределов данного надзора, так и целесообразности выделения надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Неверова Ю.А. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 166 - 169. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2358 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2358



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.