'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 1
  4. Научная статья № 27

Просмотры  93 просмотров

Никитин Г.А.

  


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИИ (МКАС) *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности существования международного коммерческого арбитражного суда в российской системе права, рассматриваются его преимущества, перед государственными судами, анализируется его правовое положение, рассматриваются преимущества существования международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, его действительная роль   

Ключевые слова:
государство, гражданское право, арбитражный процесс, международное право, торгово-промышленная палата, судоустройство, судебное разбирательство, третейский суд   


Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России (МКАС) - самостоятельное постоянно действующее арбитражное учреждение (третейский суд), являющееся частью правового института международного коммерческого арбитража. Правовой статус МКАС помимо Закона «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года, также определяется Приложением 1 к указанному Закону. Международный коммерческий арбитраж - это система, представляющая собой: негосударственный порядок рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих в сфере международных экономических связей; специфику органов и процедуру выбора арбитров, уполномоченных рассматривать эти споры, и особые правила признания и исполнения решений, вынесенных негосударственными арбитражными судами. Гражданско-правовые отношения, споры из которых передаются на разрешение МКАС, включают следующие правоотношения: 1) купля-продажа (поставка); 2) выполнение работ, оказание услуг, обмен ими; 3) осуществление перевозок грузов и пассажиров; 4) торговое представительство и посредничество; 5) аренда (лизинг), 6) научно-технический обмен, 7) кредитно-расчетные операции, 8) страхование; 9) иные формы предпринимательства. В МКАС по соглашению сторон могут передаваться споры, возникающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые не относятся к международному коммерческому арбитражу. Такие споры рассматриваются на основании Правил арбитража внутренних споров. К рассмотрению в МКАС также принимаются иные споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации или федеральных законов. Таким образом, Международный коммерческий арбитраж представляет собой механизм рассмотрения международных коммерческих (хозяйственных) споров частноправового характера. Стороной в споре, рассматриваемом в международном коммерческом арбитраже, может выступать государство, но второй стороной в обязательном порядке выступает частное лицо. Международный коммерческий арбитраж избирается на основании воли сторон для разрешения возникшего между ними спора. Если стороны не выбрали применимого права, третейский суд сам определяет применимое право в соответствии с теми коллизионными нормами, которые арбитраж считает нужными применить. Во всех случаях международный коммерческий арбитраж принимает решение в соответствии с условиями контракта и с учетом международных торговых обычаев. Выбор коллизионной нормы, в конечном счете, определяющей применимое материальное право, зависит от места проведения арбитража. Полной изоляции международного коммерческого арбитража от национальной системы права не происходит, так как процессуальные действия по исполнению арбитражных решений выполняются судами общей юрисдикции. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово- промышленной палате Российской Федерации является самостоятельным учреждением, на которое возложено осуществление следующих видов деятельности: 1) администрирование международного коммерческого арбитража; 2) администрирование арбитража внутренних, корпоративных и спортивных споров; 3) исполнение некоторых функций, связанных с администрированием арбитража, который осуществляет образованный сторонами третейский суд; 4) администрирование арбитража иных споров в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Стороны могут предусмотреть арбитраж adhoc, на основе существующих правил или закрепляется в арбитражной оговорке. Положительными моментами арбитража adhoc являются: максимальная гибкость производства, большой потенциал для его ускорения и удешевления, стороны производства могут избежать уплаты арбитражного сбора, если не будут назначать арбитражный институт для администрирования дела. Отрицательными чертами арбитража adhoc можно считать то, что эффективность производства сильно зависит от готовности сторон сотрудничать для разрешения возникшего между ними спора. Если одна из сторон игнорирует производство или даже намеренно ему противодействует, это приводит к большим потерям времени, которых можно избежать в случае институционального арбитража. Преимуществами институционального арбитража являются: -наличие правил и процедур, которые обеспечивают быстрое формирование арбитражного трибунала и начало производства, а также разрешение стандартных процессуальных ситуаций, таких как отвод арбитра, определение арбитражных расходов, обеспечение иска; Если спор подлежит рассмотрению в иностранном государственном суде, основывающимсвою деятельность на нормах зарубежного процессуального права, то истец несет множество существенных процессуальных затрат. Неблагоприятными итогами рассмотрения спора в иностранном суде для российского истца, который в полной мере не знаком со спецификой иностранного правосудия, могут стать: -непризнание правомерным выбора сторонами применимого права, -признание недействительными определенных материальных условий заключенного контракта. В том случае, если решения, которые были вынесены в Российской Федерации в порядке международного коммерческого арбитража, невозможно обжаловать по существу в национальных судах, то решения национальных судов одного государства по коммерческим спорам без наличия международного договора, являются практически неисполнимыми на территории другой страны. В таких случаях выходом из сложившейся ситуации для истца будет являться подача искового заявления для его рассмотрения по существу в суде иностранного государства по месту нахождения самого ответчика или принадлежащего ему имущества. Преимуществом рассмотрения спора в международном коммерческом арбитраже по сравнению с рассмотрением спора в национальном суде, является возможность спорящих сторон оказывать влияние на формирование состава суда, который будет рассматривать дело по существу. Сторонам принадлежит право согласовать кандидатуру единоличного арбитра, а также право каждой стороны на выбор одного из арбитров, которые совместно согласуют кандидатуру третьего арбитра – председателя состава арбитров. Если избрание единоличного арбитра или председателя арбитров не было согласовано сторонами, то они подлежат назначению Президиумом МКАС. Арбитры (кроме председательствующего и единоличного арбитра), могут избираться из перечня арбитров МКАС, а также вне списка из числа иностранных специалистов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Никитин Г.А. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИИ (МКАС) // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 170 - 175. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2359 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2359



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.