'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 23

Просмотры  117 просмотров

Магомедов А.М.

  


ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются вопросы внедрения цифровых платформ и технологий в систему регионального управления на примере Республики Дагестан. Проведен анализ текущего состояния цифровой трансформации в регионе, выявлены ключевые проблемы и барьеры, влияющие на эффективность управления. Особое внимание уделено оценке влияния цифровых решений на качество административных процессов и взаимодействие власти с гражданами. В результате сформулированы предложения по совершенствованию цифрового управления и повышению его результативности в условиях развития цифровой экономики.   

Ключевые слова:
цифровизация, трегиональное управление, Республика Дагестан, цифровые технологии, электронное правительство, цифровая трансформация, цифровые платформы   


Цифровизация – это процесс внедрения цифровых технологий, которые изменяют способы ведения бизнеса, управления государственными структурами и повседневной жизнью людей. Цифровая экономика предполагает использование информационных и коммуникационных технологий для создания цифровых товаров и услуг. Цифровая инфраструктура включает в себя сети связи, облачные технологии, центры обработки данных и другие компоненты, необходимые для функционирования цифровой экономики. "Умные" технологии, такие как искусственный интеллект, интернет вещей и автоматизация процессов, играют ключевую роль в цифровизации.Ключевые направления цифровизации включают в себя развитие электронного правительства, предоставление цифровых сервисов для бизнеса и населения, использование big data для анализа информации и принятия решений, а также внедрение технологии блокчейн для обеспечения безопасности данных и проведения финансовых транзакций.Цифровизация становится одной из ключевых тенденций развития современного общества, влияя на все сферы жизни, включая государственное и региональное управление. В условиях необходимости повышения эффективности, прозрачности и подотчётности органов власти внедрение цифровых технологий приобретает стратегическое значение. Особенно актуальна эта задача для регионов с высоким уровнем социально-экономической сложности, к которым относится Республика Дагестан.Современные вызовы — от миграции населения и необходимости повышения инвестиционной привлекательности до проблем с качеством предоставления государственных услуг — требуют цифровой трансформации не только инфраструктуры, но и самой логики управления.Целью настоящей статьи является анализ текущего уровня цифровизации управления в Республике Дагестан и определение направлений его совершенствования с использованием цифровых платформ и технологий.Цифровизация регионального управления — это процесс внедрения и интеграции цифровых технологий (электронных сервисов, ИИ, больших данных, облачных платформ) в деятельность органов власти субъектов РФ с целью повышения эффективности их функционирования, расширения участия граждан и обеспечения устойчивого развития территорий.Ключевые принципы цифровизации:•Открытость и прозрачность,•Ориентация на гражданина,•Интеграция сервисов,•Принцип “одного окна”,•Интероперабельность цифровых платформ.Формы цифровизации включают:•Электронное правительство (e-Government),•Мобильные госуслуги,•Порталы обратной связи (например, «Госуслуги. Решаем вместе»),•Геоинформационные системы (ГИС),•Использование аналитики больших данных при принятии решений.Анализ цифровизации регионального управления в Республике Дагестан.Нормативно-правовая база.В республике приняты ряд стратегических документов:•Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года,•Программа цифровой трансформации Республики Дагестан (утверждена в 2022 году),•Внедрение федеральной программы «Цифровая экономика».Дагестан активно участвует в федеральных инициативах, включая проект «Цифровой регион», который предусматривает переход к цифровым форматам оказания услуг и внутреннего управления.Цифровая инфраструктура региона.На 2024 год наблюдаются положительные изменения:•98% муниципалитетов подключены к широкополосному интернету,•100% государственных услуг для граждан доступны через портал Gosuslugi.ru,•Созданы региональные центры цифровой трансформации,•Используется система электронного документооборота в органах исполнительной власти.Однако остаются проблемы:•Горные и удалённые районы имеют ограниченный доступ к цифровым сервисам,•Имеется нехватка ИТ-специалистов в госорганах,•Отсутствует единая цифровая платформа, интегрирующая все уровни муниципального управления.Примеры реализованных цифровых решений:1. «Цифровое здравоохранение»:•Электронные медицинские карты и запись к врачу через портал госуслуг,•Интеграция медицинских учреждений в единую систему.2. «Цифровизация МФЦ и документооборота»:•Переход на безбумажные процессы в МФЦ,•Онлайн-услуги ЖКХ и социальной поддержки.3. Обратная связь с гражданами:•Развитие регионального сегмента платформы «Госуслуги. Решаем вместе»,•Использование Telegram-ботов для информирования и сбора обращений.Основные проблемы цифрового управления в Дагестане.Несмотря на положительные сдвиги, цифровизация сталкивается с рядом структурных и организационных барьеров:1.Кадровая проблема: нехватка специалистов в ИТ и аналитике, особенно на уровне муниципалитетов.2.Финансирование: ограниченные ресурсы регионального бюджета и зависимость от федерального финансирования.3.Цифровое неравенство: различия в доступе между городскими и сельскими районами.4.Низкая цифровая грамотность населения, особенно старшего возраста.5.Разобщенность информационных систем между ведомствами, отсутствие единого окна.Перспективные направления повышения эффективности.Формирование единой цифровой экосистемы.Создание комплексной региональной платформы, объединяющей:•данные о населении,•социальные и медицинские сервисы,•ЖКХ и муниципальные услуги.Развитие цифровых компетенций:•Внедрение программ повышения квалификации госслужащих,•Создание центров цифрового просвещения для граждан,•Поддержка молодёжных ИТ-инициатив и хакатонов.Усиление взаимодействия с населением:•Развитие механизмов «обратной связи»,•Интеграция цифровых каналов в стратегическое планирование (опросы, голосования),•Использование ИИ для обработки обращений граждан.Разработка системы мониторинга и оценки цифровизации.Предлагается внедрение системы KPI цифровизации, таких как:•Доля граждан, использующих госуслуги онлайн,•Снижение времени обработки обращений,•Уровень удовлетворенности цифровыми сервисами.Заключение.Цифровизация регионального управления в Республике Дагестан — не просто внедрение новых технологий, а трансформация всей управленческой культуры. Несмотря на объективные трудности, регион демонстрирует стремление к цифровым реформам.Для достижения устойчивого результата необходимо сконцентрироваться на интеграции цифровых платформ, кадровом развитии, устранении цифрового неравенства и развитии цифровой культуры у населения и власти. Предложенные меры позволят обеспечить эффективное, открытое и ориентированное на потребности граждан региональное управление в условиях цифровой экономики.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Магомедов А.М. ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 214 - 219. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23599 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23599



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.