'
Шеленговский П.Г., Гиголаев А.А.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК *
Аннотация:
в настоящее время перед законодателем стоит первостепенная задача по обеспечению законности и эффективности в сфере заключения контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд. Для решения указанной задачи необходимы тщательные и всесторонние исследования различных аспектов гражданско-правового регулирования государственных и муниципальных закупок, в том числе их классификационных аспектов, с учетом стремительно меняющегося отраслевого законодательства
Ключевые слова:
контракт, государственные закупки, муниципальные закупки, контрактные отношения, классификация контрактов, классификация закупок
Классификация как общенаучный метод систематизации знаний имеет большое значение в любой отрасли права. Классификация контрактных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок проводится по различным основаниям (рис.1). Произведем исследование основных видов государственных и муниципальных закупок в соответствии с представленной схемой. Наибольшее значение для целей комплексного осмысления контрактных правоотношений имеет их классификация на конкурентные и неконкурентные способы осуществления закупок. Конкурентные способы осуществления государственных и муниципальных закупок включают в себя аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений. Данные способы, основанные на принципах состязательности, справедливости и эффективности, объединяются в правовой и экономической литературе под наименованием «тендер» [1]. Аукцион – это инструмент размещения заказа, в соответствии с которым победителем торгов становится участник закупки, который смог предложить минимальную контрактную цену [2]. Проведение аукциона допускается в простой и электронной, открытой и закрытой форме. Ещё одним инструментом определения поставщика при государственных и муниципальных закупках является конкурс, в рамках которого контракт заключается с участником, предложившим самые оптимальные условия его реализации [3]. Как и аукцион, конкурс может являться открытым и закрытым, проводиться в простой и электронной форме. Различают следующие виды конкурса: простой (одноэтапный) конкурс – вид конкурса, в рамках которого участники подают заявки с указанием всех существенных условий и цен, а заказчик выбирает наиболее оптимальное предложение; конкурс с ограниченным участием – вид конкурса, в котором могут участвовать поставщики, прошедшие процедуру предквалификационного отбора; двухэтапный конкурс – вид конкурса, который состоит из двух этапов: предоставления первоначальных заявок на участие и последующего предоставления предложений о цене и ключевых условиях контракта. Запрос котировок – это инструмент контрактных отношений, при котором тендер выигрывает участник, которые предложил минимальную цену с учетом установленных требований к заявке. Запрос предложений – это инструмент контрактных отношений, при котором контракт заключается с участником, окончательное предложение, которого в наибольшей степени удовлетворяет требованиям государственного или муниципального заказчика. Сравнительный анализ рассмотренных конкурентных способов осуществления государственных и муниципальных закупок произведен в табл.1. Таблица 1 Сравнительный анализ рассмотренных конкурентных способов осуществления государственных и муниципальных закупок Неконкурентные способы государственных и муниципальных закупок представлены единственным подвидом – закупкой у единственного поставщика. В данном случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя. Российским законодательством предусматривается 55 оснований проведения закупки у единственного продавца (ст.93 ФЗ «О контрактной системе закупок»), в том числе приобретение услуг в компаниях-монополиях, закупка лекарств и т.п. В зависимости от степени централизации контрактных правоотношений принято различать централизованные и децентрализованные закупки. Централизованные закупки – это способ проведения государственных и муниципальных закупок, который предполагает определение подрядчика не заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от государственного или муниципального заказчика. Правовое регулирование централизованных государственных и муниципальных закупок производится согласно положениям ст.26 ФЗ «О контрактной системе закупок». Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы. Осуществление централизованных закупок допускается только одноуровневыми заказчиками (заказчиками федерального, регионального или муниципального уровня) [4].
Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 1
Ссылка для цитирования:
Шеленговский П.Г., Гиголаев А.А. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК // Вестник науки №12 (21) том 1. С. 181 - 188. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2361 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*