'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  114 просмотров

Югин А.И., Нигматзянова Л.Р.

  


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС *

  


Аннотация:
статья анализирует экономические выгоды внедрения инноваций в образовательный процесс в России. Рассматриваются гибридное и дуальное обучение, микростепени, педагогика автономии, забота о психологическом благополучии студентов и государственные инвестиции через национальный проект "Образование". Особое внимание уделяется развитию новых компетенций и переподготовке в условиях автоматизации. Инновации способствуют снижению затрат, повышению доступности образования, улучшению трудоустроенности и адаптации к изменениям на рынке труда, обеспечивая устойчивый экономический рост.   

Ключевые слова:
инновации образования, экономические выгоды, гибридное обучение, дуальное обучение, микростепени, переподготовка   


Введение:Инновации в образовательном процессе, такие как цифровые технологии, гибридное и дуальное обучение, а также государственные программы, обеспечивают значительные экономические выгоды. Они снижают затраты на обучение, повышают доступность образования, улучшают трудоустроенность и способствуют развитию человеческого капитала.Инновационные подходы в обучении и их экономические выгоды. Современные образовательные инновации, такие как гибридное обучение, дуальное обучение и микростепени, существенно снижают затраты и повышают эффективность образовательного процесса в России. Гибридное обучение, сочетающее традиционные и онлайн-форматы, позволяет студентам экономить на транспортных расходах и проживании, а ведущие университеты, такие как СПбГУ и ТГУ, используют его для повышения доступности образования, особенно в регионах. Дуальное обучение, интегрирующее теорию и практику, снижает затраты работодателей на подготовку кадров, так как часть расходов покрывает государство, в 2020/2021 году 14,7% организаций СПО применяли эту модель, а с 2022 года в вузах реализуется 16 программ. Микростепени ускоряют переподготовку: в 2023 году более 2,5 миллиона человек прошли онлайн-курсы по IT и маркетингу, что сокращает время и стоимость обучения, делая рабочую силу более адаптивной к автоматизации [1]. Эти инновации, вероятно, способствуют экономии ресурсов, повышению рентабельности образовательных учреждений и росту производительности труда.Государственные инвестиции и их влияние на экономику. Государственные инвестиции в образование, особенно через национальный проект "Образование", играют ключевую роль в достижении экономических выгод. Согласно официальному документу, бюджет проекта составляет 784,5 миллиардов рублей, из которых 723,3 миллиардов — из федерального бюджета, 45,7 миллиардов — из региональных бюджетов и 15,4 миллиардов — из внебюджетных источников. Эти средства направлены на модернизацию инфраструктуры и развитие новых компетенций.К 2024 году создано 245 детских технопарков "Кванториум" и 340 мобильных технопарков, а также цифровая образовательная среда с бюджетом 79,8 миллиардов рублей [3]. Эти инвестиции улучшают качество образования и создают условия для развития человеческого капитала, что повышает производительность труда и конкурентоспособность экономики. Например, внедрение цифровых платформ позволяет сократить затраты на традиционные учебные материалы и инфраструктуру, что экономически выгодно для государства и образовательных учреждений.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 поддерживает экспериментальную и инновационную деятельность, направленную на модернизацию образования в соответствии с социально-экономическими потребностями [4]. Это создает правовую основу для внедрения инноваций, которые способствуют экономическому росту через повышение качества подготовки специалистов.Модернизация и информатизация образования направлены на создание устойчивой образовательной системы, соответствующей экономическим требованиям [5]. Открытые и дистанционные формы обучения снижают затраты на инфраструктуру и повышают доступность, что стимулирует экономический рост за счет более образованной рабочей силы.Адаптация к изменениям на рынке труда. Инновации в образовании играют важную роль в адаптации к изменениям на рынке труда, особенно в условиях автоматизации. Согласно национальному проекту "Образование", к 2030 году от 10 до 800 миллионов рабочих мест могут быть автоматизированы, что подчеркивает необходимость переподготовки. Государство поддерживает программы для молодых специалистов и профессионального образования, что снижает риски безработицы и экономические потери.Развитие новых компетенций, таких как креативность, эмоциональный интеллект и гибкость мышления, становится приоритетом. В 2024 году 100 центров дополнительных образовательных программ в вузах и онлайн-курсах для 20% студентов способствовали формированию этих навыков [3]. Это повышает адаптивность работников, что, в свою очередь, снижает затраты на переподготовку и повышает рентабельность.Инновации должны обеспечить долгосрочный экономический эффект, оправдывая затраты [2]. Внедрение микростепеней и дуального обучения позволяет быстро реагировать на изменения на рынке труда, что минимизирует экономические потери от устаревания профессий. Кроме того, забота о психологическом благополучии студентов снижает отсев, что экономически выгодно за счет повышения удержания и производительности выпускников.Заключение:Инновации в образовательном процессе, включая гибридное и дуальное обучение, микростепени, обучение у инфлюенсеров, педагогику автономии и заботу о психологическом благополучии, приносят значительные экономические выгоды. Государственные инвестиции через национальный проект "Образование" и правовая поддержка создают условия для модернизации системы, повышая доступность и качество образования. Адаптация к изменениям на рынке труда, включая переподготовку и развитие новых компетенций, обеспечивает устойчивый экономический рост. Эти меры снижают затраты, улучшают трудоустроенность и способствуют формированию конкурентоспособной экономики.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Югин А.И., Нигматзянова Л.Р. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 343 - 348. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23616 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23616



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.