'
Артеев М.И.
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА *
Аннотация:
в статье проводится комплексный анализ института третейского разбирательства в системе альтернативного разрешения споров. Автор осуществляет четкую терминологическую дифференциацию между понятиями "суд", "арбитражный суд" и "арбитраж (третейское разбирательство)", раскрывая их правовую природу и функциональное назначение. Особое внимание уделяется исследованию доктринальных подходов к пониманию правовой сущности третейского разбирательства, включая детальный анализ договорной, процессуальной и смешанной теорий с выявлением их сильных и слабых сторон. В работе также определяется место третейского разбирательства в системе альтернативных способов урегулирования споров, подчеркивается его особая роль как состязательной процедуры, сочетающей элементы частноправового и публично-правового регулирования.
Ключевые слова:
арбитраж, третейское соглашение, альтернативные способы
Современная система разрешения коммерческих споров в Российской Федерации характеризуется сложным взаимодействием государственных и негосударственных механизмов. Особое место в этой системе занимает третейское разбирательство, которое, будучи альтернативой государственному судопроизводству, тем не менее остается тесно связанным с ним. Вопрос о компетенции третейского суда представляет особый научный и практический интерес, поскольку затрагивает проблемы разграничения юрисдикции между государственными и негосударственными органами разрешения споров.Для правильного понимания правовой природы третейского разбирательства необходимо четко разграничить следующие понятия:Суд - орган государственной судебной системы, осуществляющий правосудие (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ).Арбитражный суд - специализированный государственный суд, разрешающий экономические споры (ст. 4 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ").Третейский суд (арбитраж) - негосударственный орган разрешения споров, создаваемый по соглашению сторон (ст. 2 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ").Как справедливо отмечается в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 53 от 10.12.2019, третейский суд представляет собой:- конкретный состав арбитров, избранных сторонами,- институциональное образование, осуществляющее альтернативное разрешение споров.Третейское разбирательство относится к альтернативным способам разрешения споров (АРС), которые можно классифицировать на:- Примирительные процедуры (переговоры, медиация) - направлены на достижение соглашения,- Состязательные процедуры (третейское разбирательство) - предполагают вынесение обязательного решения третьей стороной.Особенностью третейского разбирательства является его гибридная правовая природа, сочетающая элементы:- частноправовые (добровольность, автономия воли сторон),- публично-правовые (принудительное исполнение решений через государственные суды).В доктрине сформировались три основные концепции, объясняющие правовую природу третейского разбирательства:Договорная (консенсуальная) теория исходит из того, что третейское разбирательство основано на соглашении сторон, арбитражное решение является результатом исполнения договорного обязательства и арбитры выступают как "нанятые судьи".К Основные положениям процессуальной (юрисдикционной) теории относятся: третейское соглашение имеет процессуальную природу, арбитры осуществляют квазисудебные функции, решение арбитража носит властный характер.К смешанной теории: компромиссный подход, который сочетает элементы договорного и процессуального права, признает двойственную природу третейского разбирательства и подчеркивает взаимодействие частных и публичных начал.Как отмечает Ануров В.Н., смешанная теория не должна сводиться к простой сумме элементов, а требует разработки четких критериев разграничения.Компетенция третейского суда определяется Национальным законодательством (ст. 1 Федерального закона "Об арбитраже"), Третейским соглашением сторон (арбитражной оговоркой), Регламентами постоянно действующих третейских учреждений. Принцип "компетенции-компетенции" означает, что: третейский суд самостоятельно решает вопрос о своей юрисдикции, это право существует независимо от оспаривания соглашения в государственном суде. Решение о компетенции может быть пересмотрено только при отмене арбитражного решения.Несмотря на автономность третейского разбирательства, государственные суды осуществляют как контрольные функции, к которым относится проверка законности третейских решений и выдача исполнительных листов (ст. 42 Федерального закона "Об арбитраже"), так и содействующие функции: назначение арбитров, оказание содействия в получении доказательств.Третейское разбирательство представляет собой уникальный правовой институт, сочетающий частные и публичные элементы. Его компетенция формируется под влиянием законодательства, воли сторон и внутренних регламентов. Принцип "компетенции-компетенции" обеспечивает самостоятельность третейских судов, однако окончательный контроль сохраняется за государственной юстицией.Перспективы развития третейского разбирательства связаны с поиском оптимального баланса между автономией арбитража и необходимым судебным контролем, что требует дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Артеев М.И. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 364 - 368. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23620 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*