'
Багдасарян А.Э., Коршунов И.Ю., Нестерова Н.В.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОДДЕРЖКА НА РЫНКЕ ТРУДА *
Аннотация:
в данной статье исследуются проблемы социальной защиты безработных в Российской Федерации. Меры государственной поддержки являются неотъемлемой частью социальной политики любого государства. Их изучение и анализ является актуальными во все времена.
Ключевые слова:
социальная защита, безработные, поддержка, государство, работа, занятость
Современной государственной политике в Российской Федерации присуща тенденция к развитию социальной сферы. В условиях быстроменяющейся экономической обстановки и модернизации рынка труда, правовое регулирование института социальной защиты граждан приобретает свою актуальность. Принимаемые меры по предоставлению защиты, а также социальных гарантий затрагивают не только граждан, находящихся в трудовых правоотношениях, но и распространяется на трудоспособных лиц, не имеющих работы и заработка. Повышенное внимание к институту социальной защиты от безработицы обеспечивает минимальную поддержку со стороны государства для указанных лиц и способствует их скорейшему возвращению на рынок труда.Наиболее приоритетным источником правового регулирования в области безработицы выступает Конституция Российской Федерации, закрепляющая в своем содержании первичную социальную гарантию граждан в виде права на защиту от безработицы, реализующееся через обеспечение занятости и трудоустройства. [1]Важно отметить, что базис государственного регулирования института защиты безработных сформирован законодателем в Федеральном законе от 12 декабря 2023 года №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором отражено понятие «безработного», его основные критерии и комплекс мер, регулирующих социальную поддержку таковых. [2]Исследуя нормативно-правовой акт, следует подчеркнуть, что статья 23 ФЗ-№565 прямо закрепляет понятие «безработного», как трудоспособного гражданина, который ищет работу, зарегистрированного органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готового к ней приступить. Это не может не означать вытекающие особенности применения данного понятия на практике, где предполагается комплексное взаимодействие между работодателями, службами занятости, а также социальными учреждениями, ведущими реестр таких лиц. Из этого следует, что процесс предоставления социальных гарантий и помощи безработных не может трактоваться, как разовое мероприятие, а является сложным и длительным процессом, требующим постоянного ведения актуального списка предлагаемых рабочих мест, материальной поддержки безработного и его длительной поддержки в условиях адаптации к трудовой деятельности.В целях осуществления такого комплекса мероприятий, государство проводит обширную политику по предоставлению социальных гарантий лицам, находящимся в поиске работы и готовым к ней приступить. К основной мере социальной защиты можно отнести финансовую поддержку категории населения в виде выплаты пособий по безработице. С 01 февраля 2025 года постановлением Правительства РФ от 23 января 2025 года №33 установлена минимальная величина пособия в размере 1 764 рубля для всех категорий граждан и максимальная – 15044 рубля, зависящая от категории безработного. [3] Однако на получение максимального размера пособия может претендовать только круг лиц, обладающий определенным социальным статусом. К такой категории безработных можно отнести не достигших 23 лет детей-сирот, впервые ищущих работу, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан предпенсионного возраста, которым положен наивысший размер пособия по безработице на весь срок его течения. Иным лицам, находящимся в статусе безработного, пособие в размере 15 044 рублей выплачивается в первые три месяца поиска трудовой деятельности, затем уменьшается до 5 880 рублей на весь период нахождения в таком статусе. Проблема возникает, когда речь заходит об отдельной категории безработных, пособие для которых предусмотрено только в размере 1764 рублей. В уязвимую позицию попадают граждане:- впервые ищущие работу,- в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы,- стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,- уволенные за совершение дисциплинарного проступка или других виновных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации,- уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель,- направленные органами службы занятости на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и отчисленные из нее за совершение виновных действий.Актуальность проблемы выражается в создании условий для такой категории безработных, при которых они вынуждены браться за любой вид предлагаемой работы с целью обеспечить удовлетворения своих базовых потребностей без учета своих профессиональных навыков и образования. На наш взгляд, решение данного вопроса может заключаться в социальной поддержке данного круга лиц, выраженной в приоритезации категории граждан в зависимости от их специализации и умений в реестре центров занятости населения для уменьшения срока поиска трудовой деятельности и получения возможности к социальному восстановлению после утраты рабочего места. Еще одной важной мерой государственной поддержки безработных выступает предоставление профессионального обучения и переобучения для таких лиц по специальностям, которые, согласно статистическим данным, востребованы на рынке труда. Согласно статье 30 ФЗ-№565, безработный имеет право проходит профессиональное обучение и получат дополнительное профессиональное образование, если он не имеет квалификации, отсутствует возможность предложить подходящую работу в связи с отсутствием у него необходимой квалификации, либо по его специальности нет доступных профессий, а также в том случае, если его способность к выполнению трудовой деятельности по специальности была им утрачена. Данная мера социальной поддержки, несомненно, обеспечивает рост конкурентоспособности безработных на рынке труда и стимулирует пополнение кадрового состава специалистов различных направлений. Однако, на практике, социальная поддержка такого характера реализуется в полной мере в густонаселенных городах, в отличие от сельской местности или дальних регионов нашего государства, где возникают трудности в связи с ограниченным количеством направлений трудовой деятельности. [4] Исследуя современную тенденцию к цифровизации, нами выносится предложение к обеспечению со стороны государства дистанционного обучения для безработных, в том числе по новообразованным специальностям, предполагающим трудовую деятельность на дистанционной основе. Данное нововведение повлечет за собой увеличение количества обучающихся, а также даст возможность трудиться в условиях, при которых отсутствует необходимость физического присутствия сотрудника.Данный перечень проблем не является исчерпывающим, поскольку в связи с усложнением общественных отношений усугубляется положение безработных. В таких условиях требуется своевременное выявление уязвимостей и реагирование законодателя путем их устранения. Это требует комплексного подхода и совместных усилий как со стороны государства в лице органов государственной власти, так и со стороны коммерческих организаций, выступающих в качестве потенциальных работодателей, а также предполагает заинтересованность самих безработных в улучшении качества жизни.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Багдасарян А.Э., Коршунов И.Ю., Нестерова Н.В. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОДДЕРЖКА НА РЫНКЕ ТРУДА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 375 - 381. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23622 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*