'
Варламов А.О., Казакова И.А.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в статье освещаются важнейшие аспекты правового положения физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Автор исследует положение таких лиц, анализирует процесс получения данного юридического статуса, рассматривает законные ограничения и дает сравнительную характеристику фирменных наименований и коммерческих обозначений таких предпринимателей.
Ключевые слова:
предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, правоспособность, коммерческое обозначение, ограничения
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое официально зарегистрировано в установленном государством порядке и занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица. Его правовой статус регулируется законодательством Российской Федерации и имеет ряд особенностей, отличающих его как от обычных граждан, так и от организаций.Конституция РФ в статье 34 закрепляет право каждого гражданина на свободное использование своих возможностей и имущества для экономической деятельности, включая предпринимательство [1]. Это означает, что государство гарантирует реализацию данного права всем дееспособным лицам в рамках действующего гражданского законодательства.Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 18), каждый человек обладает правоспособностью, которая включает возможность участвовать в предпринимательской деятельности, если она не противоречит закону [2]. При этом индивидуальный предприниматель получает право осуществлять коммерческую деятельность с момента прохождения государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 ГК РФ). Нормы, касающиеся юридических лиц, применяются и к ИП, при условии соблюдения требований законодательства (пункт 3 статьи 23 ГК РФ) [2].Вопрос правового положения индивидуальных предпринимателей остается предметом дискуссий в юридической науке и практике. Хотя ИП формально остаётся физическим лицом, он наделяется рядом прав, присущих юридическим лицам. Эта двойственность порождает сложности в определении границ между личными и бизнес-интересами предпринимателя. Например, при покупке товаров трудно установить, используется ли эта операция для личных нужд или же она направлена на извлечение прибыли.Тем не менее, статус ИП нельзя отождествлять со статусом юридического лица. Он представляет собой самостоятельную категорию участников предпринимательских отношений, сочетающую в себе черты как гражданина, так и хозяйствующего субъекта.В юридической доктрине подчеркивается конститутивный характер государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, что подразумевает возникновение соответствующего правового статуса исключительно после фактического завершения регистрационной процедуры.Нормативная база, регламентирующая процесс регистрации индивидуальных предпринимателей, базируется на положениях Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", дополненных иными нормативно-правовыми актами федерального уровня [3].Для регистрации в качестве ИП необходимо быть дееспособным. Полная дееспособность наступает по достижении 18 лет или при вступлении в брак до совершеннолетия. Также предусмотрено такое понятие, как эмансипация — признание несовершеннолетнего (с 16 лет) полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей или попечителя. Решение об эмансипации может быть принято органом опеки или судом.Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит конкретного указания на возрастные ограничения для регистрации ИП, однако предусматривает необходимость предоставления нотариального согласия родителей или попечителя, а также копий документов, подтверждающих эмансипацию.Также, характерной особенностью регистрационной процедуры является её формальный характер, что проявляется в отсутствии у регистрирующего органа полномочий по оценке соответствия заявителя установленным законодательными требованиям. Уполномоченный орган не осуществляет проверку наличия у заявителя профессиональной квалификации, материально-технической базы или иных условий для ведения предпринимательской деятельности. Основная функция регистрирующего органа сводится к верификации комплектности представленных документов, правильности их оформления и подтверждения факта оплаты государственной пошлины.Отдельно стоит отметить ограничения, связанные с занятием государственных должностей. Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ, гражданские служащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Однако нормы закона о регистрации не содержат запрета на регистрацию ИП для таких лиц, что порождает факты нарушений со стороны представителей власти [4].Выбор статуса индивидуального предпринимателя имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам относятся:Простота и скорость регистрации,Отсутствие необходимости формирования уставного капитала,Упрощённая система налогообложения,Возможность самостоятельно принимать решения по управлению бизнесом.Однако есть и недостатки:Персональная ответственность предпринимателя перед кредиторами, включая долги и обязательства,Ограниченная доверительность со стороны крупных контрагентов и инвесторов,Сложности в привлечении значительных инвестиций.Анализ современного экономического ландшафта Российской Федерации позволяет констатировать, что институт индивидуального предпринимательства представляет собой значимый сегмент национальной экономики, играющий существенную роль в обеспечении экономического роста и развития рыночных отношений. В научных исследованиях подчеркивается, что данная форма предпринимательской деятельности обладает высокой адаптивностью к изменяющимся рыночным условиям, что способствует оперативному реагированию на возникающие потребности рынка.Необходимо отметить, что кроме человеческого фактора индивидуальные предприниматели занимают свое место в экономике государства, способствуя созданию рабочих мест, а следовательно, и снижению безработицы, а также развитию экономической системы того места, где расположено производство, как на микроуровне. так в более глобальном масштабе.Для того чтобы предпринимательство в полной мере способствовало развитию экономических отраслей страны, необходимо внедрение комплексного, многоуровневого подхода к его регулированию и поддержке. Такой подход предполагает взаимодействие органов власти всех уровней — от муниципального до федерального — с целью формирования благоприятного делового климата и обеспечения экономической системы всем необходимым для устойчивого развития.Реализация этого принципа требует выполнения следующих ключевых мер:Совершенствование нормативно-правовой базы. Важно систематически анализировать текущее правовое поле, активно взаимодействовать с представителями малого бизнеса и регулярно обновлять законодательные и подзаконные акты. Это позволит снизить административную нагрузку на индивидуальных предпринимателей, упростить документооборот и при этом сохранить эффективный государственный контроль со стороны надзорных органов.Расширение мер государственной поддержки.Необходимо разработка и реализация целевых программ, направленных на решение актуальных проблем сектора индивидуального предпринимательства. Такие меры должны быть ориентированы на оказание реальной помощи малому бизнесу — от финансовой поддержки до предоставления консультационных и образовательных ресурсов.Таким образом, очевидно, что российская система государственной поддержки индивидуального предпринимательства активно развивается. Она демонстрирует позитивные тенденции, но требует постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, усиления контроля за соблюдением мер поддержки и повышения доступности ресурсов для всех категорий предпринимателей, независимо от структуры или размера бизнеса. В заключение можно констатировать, что индивидуальное предпринимательство в Российской Федерации развивается в рамках существующей правовой структуры, тем не менее, полная функциональность этого института требует обновления законодательства. Эти изменения должны быть направлены на усиление правовой защиты предпринимателей, обеспечение равного доступа к финансовым и административным ресурсам и содействие развитию механизмов государственной поддержки.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Варламов А.О., Казакова И.А. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 382 - 388. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23623 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*