'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 49

Просмотры  116 просмотров

Галкина К.О., Токарев А.В., Лосенков О.И.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются наиболее острые и актуальные проблемы, связанные с налоговой ответственностью в современном правовом поле. Анализируются существующие механизмы привлечения к налоговой ответственности, выявляются их недостатки и несоответствия реалиям экономической деятельности. Особое внимание уделяется противоречиям в законодательстве, пробелам в правоприменительной практике и влиянию цифровизации на налоговый контроль и ответственность.   

Ключевые слова:
налоговая ответственность, налоговые правонарушения, налоговый контроль, налоговое законодательство, правоприменительная практика, налоговые споры, налоговые санкции, налоговые риски, цифровая экономика, уклонение от налогов, налоговое планирование, налоговые органы, налогоплательщики, дифференциация ответственности, налоговые проверки   


Налоговая ответственность, выступая в качестве необходимой формы юридической ответственности, играет определяющую роль в обеспечении неукоснительного соблюдения налогового законодательства и, как следствие, стабильного и своевременного пополнения государственного бюджета. Являясь неотъемлемой частью налоговой системы, она призвана стимулировать налогоплательщиков к добросовестному исполнению своих обязанностей и предотвращать уклонение от уплаты налогов. Однако процесс применения мер налоговой ответственности на практике сопряжен со значительным количеством проблемных вопросов, требующих оперативного внимания со стороны законодательных органов и эффективного подхода со стороны правоприменительных органов.В рамках настоящей статьи предпринята попытка всестороннего анализа наиболее актуальных и острых проблем, связанных с применением налоговой ответственности в Российской Федерации, с учетом последних изменений в налоговом законодательстве и сложившейся судебной практики. Наряду с выявлением ключевых проблем будут предложены конкретные пути и механизмы их решения, направленные на повышение эффективности налогового контроля, защиту прав налогоплательщиков и укрепление финансовой системы страны.Одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем в сфере налоговой ответственности является чёткое разграничение между налоговыми правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена положениями Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и налоговыми преступлениями, ответственность за которые установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). Неправильная квалификация деяния может повлечь за собой как необоснованное привлечение к уголовной ответственности, так и уход от ответственности за серьёзные нарушения налогового законодательства [1, с. 128].На сегодняшний день, основными критериями для разграничения выступают:- размер ущерба, причиненного бюджетной системе: налоговые преступления, как правило, характеризуются крупным или особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, превышающим установленные законом пороговые значения (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ),- наличие умысла на совершение преступления: для привлечения лица к уголовной ответственности за налоговое преступление необходимо доказать наличие у него прямого умысла, то есть осознанного стремления уклониться от уплаты налогов и сборов,- способ совершения правонарушения: налоговые преступления, как правило, совершаются с использованием сложных и тщательно спланированных схем уклонения от уплаты налогов, таких как создание фиктивных организаций, использование поддельных документов и т.п.Несмотря на наличие указанных критериев привлечения к налоговой ответственности, на практике возникают определенные трудности с их применением. В частности, сложно установить точный размер ущерба, особенно в случаях применения сложных налоговых схем, а также доказать наличие умысла у налогоплательщика, особенно если он ссылается на ошибки в бухгалтерском учете или неправильное толкование налогового законодательства. Эти трудности, в свою очередь, напрямую влияют на процесс установления вины налогоплательщика, что является краеугольным камнем при привлечении к налоговой ответственности.При привлечении лица к налоговой ответственности одним из ключевых моментов является установление его вины в совершении налогового правонарушения. В соответствии со статьей 109 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины. Это означает, что налоговые органы обязаны доказать не только факт совершения правонарушения, но и наличие вины налогоплательщика. Таким образом, бремя доказывания вины лежит на налоговых органах, что призвано защитить налогоплательщиков от необоснованного привлечения к ответственности.Однако на практике доказывание вины налогоплательщика сопряжено с рядом трудностей. Часто налоговые органы ограничиваются формальным установлением факта нарушения налогового законодательства, не уделяя должного внимания выяснению обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины налогоплательщика. Это, к сожалению, приводит к ситуации, когда принцип презумпции невиновности налогоплательщика нарушается, и доказывание своей невиновности перекладывается на самого налогоплательщика.С другой стороны, налогоплательщики часто злоупотребляют своим правом на защиту, ссылаясь на незнание налогового законодательства или на неверные разъяснения налоговых органов, чтобы избежать ответственности за совершенные правонарушения.В целях обеспечения справедливости и объективности при доказывании вины налогоплательщика представляется целесообразным:- повысить уровень налоговой грамотности населения и представителей бизнеса,- обеспечить доступность и понятность разъяснений налогового законодательства, предоставляемых налоговыми органами,- усилить контроль за деятельностью налоговых органов в части соблюдения ими прав налогоплательщиков.Реализация этих мер, безусловно, повысит эффективность налогового контроля. Однако не менее важным является вопрос соразмерности применяемых санкций, ведь справедливость налогообложения предполагает баланс между интересами государства и налогоплательщика.Принцип соразмерности является одним из основных принципов юридической ответственности, в том числе налоговой. Это означает, что размер налоговой санкции должен соответствовать тяжести совершенного налогового правонарушения, учитывать смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства, а также финансовое положение налогоплательщика.Однако на практике применяемые налоговые санкции часто являются несоразмерными тяжести совершенного правонарушения и не учитывают финансовое положение налогоплательщика. В результате налоговая ответственность может стать непосильным бременем для налогоплательщиков, особенно для малого и среднего бизнеса, и не достигать целей налогового контроля. Эта проблема особенно актуальна для налоговых агентов, чья деятельность напрямую связана с исчислением и перечислением налогов.Решением этой проблемы может стать введение более гибкой и дифференцированной системы налоговых санкций, учитывающей тяжесть совершенного правонарушения, смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства, а также финансовое положение налогоплательщика. Необходимость такого подхода продиктована значимой ролью налоговых агентов в налоговой системе.Налоговые агенты, в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации, выполняют важную функцию по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему. За неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей налоговые агенты несут ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации [2, с. 404].Несмотря на то, что законодательство о налоговых агентах достаточно подробно регулирует их деятельность, на практике возникают проблемы, связанные с привлечением их к ответственности.В частности, одной из проблем является привлечение налоговых агентов к ответственности за неперечисление удержанных налогов в бюджет по причине отсутствия денежных средств на счетах. В таких случаях налоговые органы часто привлекают налоговых агентов к ответственности, не учитывая их финансовое положение и объективные причины, препятствующие перечислению налогов в бюджет.Решением этой проблемы может стать введение более гибкой системы привлечения налоговых агентов к ответственности, учитывающей их финансовое положение и объективные причины, препятствующие перечислению налогов в бюджет. В то же время важно обеспечить баланс между усилением ответственности налоговых агентов и защитой прав налогоплательщиков от возможных злоупотреблений со стороны налоговых органов.В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы наделены широкими полномочиями, которые при недобросовестном использовании могут нарушать права и законные интересы налогоплательщиков. Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать механизмы контроля за деятельностью налоговых органов и обеспечивать прозрачность процедур налогового контроля.На практике встречаются случаи злоупотребления правом со стороны налоговых органов, такие как необоснованное проведение выездных налоговых проверок, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, привлечение к ответственности за формальные нарушения налогового законодательства, не причинившие ущерба бюджету.Для защиты прав налогоплательщиков от злоупотреблений со стороны налоговых органов необходимо:- усилить ведомственный контроль за деятельностью налоговых органов,- создать эффективные механизмы обжалования действий налоговых органов,- повысить ответственность сотрудников налоговых органов за нарушение прав налогоплательщиков.Реализация этих мер позволит снизить количество злоупотреблений и повысить доверие налогоплательщиков к налоговой системе. Однако, помимо соблюдения прав, важна и неотвратимость исполнения налоговых обязательств, в том числе решений о привлечении к налоговой ответственности.Эффективность налоговой системы во многом зависит от своевременного и полного исполнения решений о привлечении к налоговой ответственности. Однако на практике возникают трудности с исполнением таких решений, особенно в случаях, когда у налогоплательщика нет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Это ставит под угрозу поступление налогов в бюджет и требует постоянного совершенствования механизмов принудительного взыскания.Для повышения эффективности исполнения решений о привлечении к налоговой ответственности необходимо:- совершенствовать законодательство об исполнительном производстве,- усилить работу по выявлению и аресту имущества должников,- расширить практику привлечения к ответственности руководителей и учредителей организаций-должников, укрепить финансовую систему Российской Федерации.В заключение следует отметить, что проведенный анализ актуальных проблем налоговой ответственности в Российской Федерации выявил необходимость дальнейшего совершенствования действующего законодательства и практики его применения. Нечеткое разграничение между налоговыми правонарушениями и преступлениями, возникающие сложности в процессе доказывания вины налогоплательщика, вопросы соразмерности применяемого наказания, проблемы, связанные с ответственностью налоговых агентов, случаи злоупотребления правом со стороны налоговых органов, а также трудности, возникающие в процессе исполнения вынесенных решений, - все эти факторы указывают на необходимость комплексного и системного подхода к решению обозначенных проблем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Галкина К.О., Токарев А.В., Лосенков О.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 394 - 402. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23625 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23625



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.