'
Днепровская А.А.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ *
Аннотация:
статья исследует систему государственного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовное наказание. Проанализирована нормативно-правовая база контрольной деятельности, рассмотрены субъекты, формы и методы государственного надзора с акцентом на прокурорский и судебный контроль. На основе статистических данных выявлены проблемы реализации контрольных функций, включая отсутствие единой концепции и недостаточную координацию между контролирующими органами. Предложены пути совершенствования системы надзора, в том числе принятие специального федерального закона и внедрение риск-ориентированного подхода.
Ключевые слова:
уголовно-исполнительная система, государственный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль, права осужденных, пенитенциарные учреждения, законность
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации обеспечение эффективности государственного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений приобретает особую значимость, поскольку непосредственно затрагивает вопросы обеспечения законности в местах лишения свободы, реализации государственной политики в сфере защиты прав человека, социальной адаптации осужденных и превенции рецидивной преступности [11].Актуальность исследования обусловлена масштабами современной уголовно-исполнительной системы России. Согласно официальным статистическим данным по состоянию на 01.01.2023 года, численность лиц, содержащихся в учреждениях УИС, составляет 433 006 человек. Пенитенциарная система представлена многоуровневой структурой, включающей исправительные учреждения различных видов режима, колонии-поселения, специализированные лечебно-профилактические учреждения, тюрьмы, воспитательные колонии для несовершеннолетних, исправительные центры и следственные изоляторы [12]. Несмотря на наблюдаемую в 2023 году положительную динамику сокращения общего контингента осужденных на 4% в сравнении с предшествующим периодом, значительная численность лиц, находящихся в местах принудительного содержания, требует непрерывного совершенствования механизмов контрольно-надзорной деятельности [14].В соответствии с действующим законодательством (ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ), государственный контроль (надзор) определяется как деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований [7]. В доктринальном понимании (согласно С.М. Зубареву) [10], контроль в пенитенциарной сфере представляет собой системную деятельность компетентных субъектов по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, действующим нормативно-правовым стандартам и последующей коррекции выявленных несоответствий.Государственный контроль в пенитенциарной сфере реализуется через ключевые функции: контрольно-надзорную, превентивную, правозащитную, корректирующую и информационно-аналитическую, обеспечивающие комплексный подход к надзору за деятельностью исправительных учреждений.Правовая основа контроля за пенитенциарными учреждениями формируется комплексной системой нормативных актов. Конституция РФ устанавливает базовые принципы [1]. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее – УИК РФ) определяет субъектов контроля [4]. Международные правовые акты также играют значимую роль [2, 3]. Специальное законодательство и подзаконные акты детализируют отдельные аспекты контрольной деятельности.Государственный контроль за исполнением уголовных наказаний осуществляют уполномоченные государственные органы и их должностные лица. Право посещать пенитенциарные учреждения в рамках своих полномочий имеют высшие должностные лица страны, парламентарии, омбудсмены, прокуроры, судьи и члены общественных наблюдательных комиссий (ст. 24 УИК РФ). Объектом такого контроля выступают отношения, складывающиеся при работе исправительных учреждений, а также деятельность их руководства и сотрудников. Контроль осуществляется на международном, государственном и общественном уровнях, вовлекая различные органы власти и общественные институты.Государственный контроль за деятельностью учреждений УИС реализуется через разнообразные формы и методы. Основными формами выступают проверки, инспектирование учреждений, посещения, рассмотрение обращений, мониторинг законности, анализ документации и оценка эффективности деятельности. Методы контроля включают наблюдение, проверку документации, опросы осужденных и персонала, экспертные оценки и инструментальные измерения.Прокуратура осуществляет особый надзор за пенитенциарной системой, имея право в любое время посещать учреждения, опрашивать осужденных и изучать документы (ч. 1 ст. 22 УИК РФ). Суды контролируют исполнение приговоров, решая вопросы об условно-досрочном освобождении, смягчении наказания или освобождении по болезни (ст. 20 УИК РФ). Государственные и местные органы власти также участвуют в контроле через парламентские слушания (ст. 19 УИК РФ), депутатские запросы и работу уполномоченных по правам человека. Внутриведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ) осуществляется вышестоящими структурами путем проведения проверок и ревизий деятельности подчиненных учреждений.Кроме того, отметим, что статистика демонстрирует активность контрольно-надзорной деятельности. В IV квартале 2024 года зарегистрировано 64025 обращений (на 6,3% меньше аналогичного периода прошлого года), из которых 23% поступило из органов государственной власти. При росте обращений от работников УИС на 21,7% (3665 обращений) наблюдается снижение числа обращений осужденных и их родственников на 7,8% (60360 обращений), касающихся переводов, медицинского обеспечения и других вопросов. Количество жалоб на неправомерные действия сотрудников УИС снизилось на 30,5% (2579 жалоб). По результатам рассмотрения 2611 обращений были поддержаны, по 35797 даны разъяснения, 15908 направлены на рассмотрение в учреждения УИС [13].Практика осуществления государственного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовные наказания, демонстрирует, что наибольшую эффективность обеспечивает комплексный подход. Взаимодополняющие механизмы прокурорского надзора, судебного, ведомственного и общественного контроля создают систему всесторонней и объективной оценки работы пенитенциарных учреждений.Анализ эффективности контрольно-надзорной деятельности выявляет типичные нарушения в работе исправительных учреждений: недостатки в материально-бытовом и медицинском обеспечении, нарушения трудовых прав осужденных, неправомерные дисциплинарные взыскания и ограничения в получении свиданий, посылок и передач. Показательным примером результативности контроля служит проверка в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. Контрольные мероприятия выявили существенные нарушения материально-бытового обеспечения: недостаточную освещенность камер, несоответствие площади на одного человека санитарным нормам, а также нарушения в работе с обращениями граждан. Результатом стали меры прокурорского реагирования, представления об устранении нарушений и привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.Несмотря на разветвленную систему государственного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих уголовные наказания, его реализация сталкивается с рядом существенных проблем. Отсутствие единой концепции приводит к дублированию функций и несогласованности действий различных контролирующих органов. Существующая нормативно-правовая база не образует целостной системы и содержит пробелы, включая отсутствие единых критериев оценки эффективности деятельности исправительных учреждений.Недостаточно развит механизм взаимодействия государственных контролирующих органов с институтами гражданского общества. Общественный контроль, несмотря на созданную нормативную базу, сталкивается с ограниченностью ресурсов, недостаточной подготовкой наблюдателей и противодействием администрации учреждений. Существует проблема обеспечения независимости контроля, особенно ведомственного, который не всегда способен обеспечить беспристрастную оценку подведомственных учреждений. Недостаточное использование современных информационных технологий и отсутствие единой информационной системы затрудняют анализ результатов контрольных мероприятий.Для совершенствования системы контроля предлагается разработка специального федерального закона, комплексно регламентирующего все аспекты контрольно-надзорной деятельности в пенитенциарной сфере. Необходимо создание единой информационной системы, аккумулирующей данные о результатах проверок, внедрение сбалансированной системы показателей эффективности, учитывающей соблюдение прав осужденных и их социальную адаптацию. Важными направлениями являются улучшение взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, развитие международного сотрудничества и повышение квалификации сотрудников контролирующих органов и членов общественных наблюдательных комиссий. Внедрение риск-ориентированного подхода в осуществлении государственного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений представляется перспективным направлением развития. Этот подход позволит сфокусировать контрольные мероприятия на наиболее проблемных участках и учреждениях, повышая эффективность надзорной деятельности и рациональное использование ресурсов.Таким образом, эффективный государственный контроль за пенитенциарными учреждениями – ключевое условие законности, защиты прав человека и успешного функционирования уголовно-исполнительной системы. Совершенствование этого контроля в правовом, организационном и информационном плане позволит лучше соблюдать права осужденных и достигать целей наказания.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Днепровская А.А. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 417 - 424. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23628 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*