'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 53

Просмотры  104 просмотров

Ембулатов Р.Р., Левин Л.А.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ *

  


Аннотация:
статья анализирует текущее состояние правового регулирования криптовалют в России, рассматривая как позитивные изменения (легализация международных расчетов и майнинга), так и нерешенные проблемы (неопределенность правового статуса, сложности налогообложения, риски мошенничества). Автор оценивает перспективы дальнейшего развития законодательства в этой сфере, указывая на необходимость уточнения правового статуса криптовалюты, разработки прозрачных правил налогообложения и создания эффективных механизмов контроля за оборотом.   

Ключевые слова:
криптовалюта, правовое регулирование, цифровые финансовые активы, майнинг   


В России правовое регулирование криптовалют находится в постоянном развитии, отражая стремление государства найти баланс между инновациями и рисками для финансовой стабильности. Долгое время рынок криптовалют существовал в правовой неопределенности, пока в 2020 году не были приняты Федеральные законы «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Эти законы заложили основу для определения понятия цифровой валюты, цифровых финансовых активов и установили базовые правила их обращения, введя, например, понятие оператора информационной системы для выпуска цифровых финансовых активов.В 2024 году законодательство претерпело существенные изменения, направленные на дальнейшую интеграцию криптовалюты в экономику.К примеру, с 1 сентября 2024 года российским компаниям разрешено проводить международные расчеты с использованием криптовалюты, но под контролем Банка России. Это позволяет бизнесу использовать криптовалюту как платежное средство во внешнеэкономической деятельности, но в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР), устанавливаемых Банком России. ЭПР могут изменять или отменять отдельные положения законодательства о криптовалюте, например, касающиеся порядка проведения операций с цифровой валютой в международной торговле.Поддерживая мысль Меликова У.А. о том, что «осмысление и использование криптовалюты требуют определенных технических навыков, ввиду чего ее потребителями и разработчиками (майнингами) чаще всего являются программисты и лица, которые имеют именно эти технические навыки», учтем факт, что поэтапно, но к криптовалюте привыкают и другие субъекты. Для государства, в котором процесс инвестирования идет особенно активно, создание правовых условий для оборота криптовалюты очень важно, потому что любой актив нуждается в обеспечении его юридическими условиями.На фоне таких острых нужд, в нашем государстве произошла легализация майнинга с 1 ноября 2024 года. Эксперты утверждают, что «Поправки в закон о цифровых финансовых активах, по сути, легализуют в России деятельность по добыче криптовалют» Однако, майнинг будет регулироваться, вводится реестр майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры, устанавливаются ограничения на совмещение майнинга с деятельностью в электроэнергетике и другие ограничения. Юридические лица и ИП должны будут регистрироваться в специальном реестре (вероятно, Минцифры или ФНС). Физические лица на сегодняшний день смогут заниматься майнингом без регистрации, но с ограничениями по энергопотреблению. Правительство получило право запрещать майнинг на определённых территориях согласно новому Федеральному закону от 8 августа 2024 года (в п.1 ст.26): «в случае осуществления потребителем электрической энергии майнинга цифровой валюты и (или) деятельности оператора майнинговой инфраструктуры без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, или реестр операторов майнинговой инфраструктуры».Обоснован в данном случает запрет рекламы криптовалюты. С 19 августа 2024 года в России запрещена реклама криптовалюты и ЦФА. Это направлено на защиту инвесторов от недобросовестной рекламы и потенциально мошеннических проектов. Скан О. обращает внимание: «Теперь в России запрещена реклама цифровой валюты. Распространение информации о критовалюте пресекалось и раньше. Однако осуществлялось это в судебном порядке по требованию прокуратуры о признании незаконным распространения в России информации об использования цифровой валюты в качестве платежного средства. С 19 августа 2024 года запрет действует в силу закона».С одной стороны, цель защиты инвесторов от недобросовестной рекламы и мошеннических схем понятна и заслуживает поддержки. Рынок криптовалют полон рисков, и нерегулируемая реклама может усугубить ситуацию, вводя в заблуждение неопытных инвесторов. Запрет, безусловно, снижает вероятность вовлечения граждан в сомнительные проекты.Однако, с другой стороны, полный запрет рекламы может ограничивать свободу информации и препятствовать развитию легального крипторынка. Информация о криптовалютах, даже если она не является рекламой, важна для повышения финансовой грамотности населения и объективной оценки рисков. Полный запрет может способствовать росту «теневого» рынка, где реклама все равно будет процветать, но без какого-либо контроля. Более того, эффективность самого запрета сомнительна, так как информационное пространство сложно контролировать полностью.Поправки к статье 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» ввели запрет на рекламу цифровой валюты и цифровых финансовых активов. Запрет распространяется и на рекламу товаров, работ, услуг, содействующих выпуску и обращению цифровой валюты. Юрист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Софья Шарыпова пояснила, что любая информация о криптовалюте, попадающая под определение рекламы согласно данному закону, не может публиковаться в интернете, демонстрироваться на конференциях и иных публичных мероприятиях.Так как цифровая валюта в России считается имуществом, в судебной практике уже содержатся прецеденты, где криптовалюта признавалась имуществом в рамках уголовных дел (например, за взятки). Рассмотрим пример, приведенный Староверовой О.В.: «исход по делу второго Западного окружного военного суда, который осудил бывших следователей ФСБ Алексея Колбова и Сергея Белоусова, приговоренных к 12 и 9 годам колонии соответственно за вымогательство миллиона долларов в криптовалюте. Осужденные получили взятки в виде криптовалюты. При этом ст. 81 УПК РФ и ст. 1041 УК РФ регламентируют конфискацию имущества, нажитого преступным путем». Однако, практическое применение конфискации криптовалюты сталкивается с трудностями, поскольку у государства отсутствует механизм прямого доступа к цифровым кошелькам. Возникает вопрос о способах реализации конфискованного имущества: либо продажа носителя с кодом доступа на аукционе с последующим зачислением выручки в бюджет, либо передача прав требования третьему лицу для продажи на криптобирже.Даже сам процесс реализации вызывает дополнительные вопросы. В случае отказа осужденного предоставить код доступа, единственным вариантом может стать либо активное содействие следствию (согласно ст. 61 УК РФ) для скорейшей реализации имущества и смягчения приговора, либо взыскание эквивалентной суммы из другого имущества осужденного.Последний вариант сложен из-за волатильности криптовалютного рынка, что затрудняет определение справедливой суммы возмещения: стоит ли считать за основу стоимость на момент передачи взятки, вынесения приговора или же иную дату? Кроме того, взыскание эквивалентной суммы из другого имущества осужденного может нарушать права третьих лиц. Таким образом, проблема эффективной конфискации криптовалюты требует дальнейшей законодательной проработки, учитывая специфику как уголовного, так и гражданского судопроизводства.Операции с криптовалютой должны облагаться НДС, и налоговая инспекция обязана быть проинформирована об операциях с криптовалютой.Хотя первоначально законопроект предусматривал запрет на работу криптобирж и обменников, это положение было исключено во втором чтении. Они продолжают функционировать, но подлежат потенциальному специальному регулированию в рамках ЭПР.Современный мир и правовая среда активно трансформируются под влиянием новых цифровых технологий, несмотря на заметный прогресс в правовом регулировании криптовалют в России, ряд существенных вопросов остаётся открытым. Во-первых, правовой статус криптовалюты по-прежнему неоднозначен. Отсутствие чёткого определения в гражданском законодательстве порождает правовую неопределённость, о чём свидетельствует противоречивая судебная практика, где криптовалюта признавалась и имуществом, и товаром, но не платежным средством. В подтверждение тезиса о неоднозначности правового статуса и противоречивости судебной практики можно привести дело № А40-124668/2017, рассмотренное Девятым арбитражным апелляционным судом 15 мая 2018 года. В данном деле суд, отменяя определение суда первой инстанции, пришел к выводу о необходимости включения содержимого криптокошелька должника в конкурсную массу. Суд апелляционной инстанции указал, что криптовалюта, обладая экономической ценностью, должна рассматриваться как «иное имущество» в смысле статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может быть произвольно исключена из конкурсной массы, а финансовый управляющий обязан принять меры по формированию конкурсной массы, включая такое имущество. Суд обязал должника передать финансовому управляющему доступ к криптокошельку (пароль) для последующего решения вопроса о включении его содержимого в конкурсную массу. Это решение стало важным прецедентом, демонстрирующим эволюцию подходов правоприменительной практики к цифровым активам еще до принятия специального законодательства, хотя и подчеркивает отсутствие единого и устоявшегося подхода к квалификации криптовалюты в рамках гражданского оборота. Во-вторых, налогообложение криптовалютных операций сопряжено со значительными сложностями. В-третьих, анонимность криптовалютных транзакций создаёт благоприятные условия для мошенничества и отмывания средств, требуя более эффективных мер контроля. Наконец, децентрализованная природа криптовалютных систем затрудняет государственный надзор за их оборотом.Таким образом, правовое регулирование криптовалют в России демонстрирует динамичное развитие, стремясь к балансу между инновациями и необходимостью защиты финансовой системы. Хотя легализация международных расчетов и майнинга открывает новые возможности, неясный правовой статус криптовалюты, сложности налогообложения и риск мошенничества остаются актуальными вызовами. Дальнейшее совершенствование законодательства, включая уточнение правового статуса, разработку прозрачных правил налогообложения и создание эффективных механизмов контроля, является ключевым фактором успешной интеграции криптовалют в российскую экономику.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ембулатов Р.Р., Левин Л.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 425 - 434. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23629 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23629



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.