'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 57

Просмотры  98 просмотров

Калитин Н.А.

  


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ *

  


Аннотация:
настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей административной деятельности участковых уполномоченных полиции. Специфика административной деятельности участковых уполномоченных полиции раскрывается сквозь призму административно-правового статуса полиции как органа государственного аппарата.   

Ключевые слова:
административная деятельность, правовой статус, участковый, полиция   


В настоящее время государственный аппарат в Российской Федерации можно характеризовать полифункциональностью, что проявляется в наличии в его структуре органов и учреждений, которые выполняют различные по своей направленности и содержанию функции государства. Функционирование каждого органа и учреждения государственного аппарата протекает через реализацию действий и процессов, которые в конечном итоге образуют деятельность конкретного органа и учреждения, обладающего соответствующим административным статусом. Одним из функицонирующих механизмов государственного аппарата следует выделить полицию. Специфика административной деятельности полиции исследуется в современных научных работах, например, в научной публикации Д.Г. Заброда. Ценность исследования автора состоит в том, он раскрывает административную деятельность полиции в нескольких значениях. Так, прежде всего, административная деятельности полиции может рассматриваться в качестве самостоятельной деятельности органов внутренних дел. Сущность данной характеристики состоит в том, административная деятельность, которую выполняет полиция, отличается собственными специфическими признаками, не присущими иной административной деятельности, выполняемых другими органами [1, с. 238]. Самостоятельность административной деятельности полиции может быть аргументирована признанием законом за полицией собственной компетенции и полномочий, которые присущи только данному органу. Однако автор в своем исследовании справедливо подчеркивает, что понятие «административная деятельность полиции» до настоящего времени не получила обстоятельной теоретической проработки, поскольку данный термин достаточно часто подменяешься такими синонимичными понятиями как «государственное управление».С другой стороны, значимость исследования функционирования российских органов полиции в контексте административной роли заключается в том, что изучение административной деятельности данного органа позволит выявить отдельные или специальные направления функционирования органа, в том числе участкового уполномоченного полиции, отличающие его административно-правовой статус от иных органов и учреждений государственного аппарата. Прежде чем перейти к характеристике административной деятельности участкового уполномоченного полиции, необходимо привести анализ характера административной деятельности полиции в целом. Административная деятельность полиции может быть охарактеризована как по горизонтали, то есть с точки зрения ее внутреннего содержания, так и по вертикали, то есть с точки зрения значения и роли административной деятельности полиции в государственном аппарате. В первую очередь требуется анализ административной деятельности полиции по вертикали, выделение ее характерных черт и отличий от иной административной деятельности. Такой порядок исследования позволит построить логическую цепочку между характеристикой административной деятельности полиции по вертикали и горизонтали. Во-первых, административная деятельность полиции производна от административно-правового статуса данного органа в системе государственного аппарата. Полиция принадлежит к системе органов исполнительной власти, следовательно, административная деятельность носит подзаконный характер, она признана обеспечивать исполнение законов и претворять их в жизнь. Подзаконность присуща самому осуществлению данной деятельности, что предполагает о том, что административная деятельность полиции не только основана на законе, но и подчинена ему. Во-вторых, административная деятельность полиции подчиняется публичному режиму регулирования деятельности. Современная полиция – это один из органов публичного управления, статус которого устанавливается нормами публичного права. Поскольку полиция признана выполнять публично-значимые функции, ее статус обеспечивается особыми инструментами публичного регулирования, позволяющими в последующем ей эффективно выполнять выложенные обязанности. В-третьих, вытекающим из предыдущей характеристики административно-правового статуса полиции признаком является наделение данного органа особыми дискреционными полониями, то есть широкими правовыми возвожностями, которые данный орган может реализовать исходя из оценки конкретно сложившейся служебно-оперативной обстановки. Следовательно, административный статус полиции позволяет ей осуществлять односторонне и властное воздействие на поведение физических и юридических лиц. Статус полиции и административная деятельность (ее направления) фактически раскрываются в ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [2], в которой перечислены права полиции. Содержательная особенность административной деятельности участкового уполномоченного полиции имеет следующие характеристики: 1) административная деятельность участковых уполномоченных имеет пространственные административные границы. Так, например, границы деятельности участковых уполномоченных полиции в соответствие с п. 21 Приказа МВД России от 29.03.2019 № 205 определяются административным участком, то есть обслуживаемой территорий [3]. 2) если характеризовать административную деятельность участкового уполномоченного по признаку типизированных административно-публичных функций, то деятельность полиции имеет административно-ограничительный, административно-деликтный, административно-санкционирующий, административно-обязывающий характер. Данные направления административной деятельности полиции полностью советуют тем задачам, которые ставятся перед данным органом в ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Так, например, задача по производству по делам об административных правонарушениях, исполнению административных наказаний выполняется в форме административно-деликтной и санкционирующей деятельности. При этом, приводя сравнительно-правовую характеристику деятельности участкового уполномоченного с иными административно-публичными функциями, то следует отметить о том, что ему, например, не присуща административная нормотворческая деятельность. 3) административной деятельности участкового уполномоченного характерна предупредительная, профилактическая направленность. На него возлагается обязанность проводить профилактические мероприятия и работы по предупреждение совершения нарушений, в том числе административного надзора лицами, проживающими на административном участке, который обслуживает участковый уполномоченный. Таким образом, содержание административной деятельности участкового уполномоченного полиции характеризуется чертами, присущими административной деятельности полиции и органов государственного управления в целом. В рамках настоящей статьи предложено рассмотреть особенности административной деятельности участкового уполномоченного по горизонтали и вертикали.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Калитин Н.А. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 457 - 461. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23633 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23633



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.