'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 60

Просмотры  102 просмотров

Колосов Д.С.

  


ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Автором статьи проанализировано понятие административной ответственности, а также основания и виды административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение административного правонарушения. Особое внимание уделено исследованию проблемных аспектов правового регулирования, в частности - соотношению и разграничению таких мер административного воздействия как выдворение и депортация.   

Ключевые слова:
административная ответственность, ответственность, иностранные граждане, лица без гражданства, административное выдворение, депортация, административное наказание   


В структуре правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, институт юридической ответственности занимает особое место как важнейший гарант соблюдения установленного правопорядка. Этот правовой инструмент выполняет ключевую функцию в механизме государственного регулирования, обеспечивая неукоснительное соблюдение законодательных норм и применяя санкции к нарушителям. Особенность юридической ответственности в данном контексте проявляется в ее двойственной природе - с одной стороны, она выступает как средство защиты государственных интересов и общественной безопасности, с другой - как гарантия соблюдения прав самих иностранных субъектов.Актуальность исследования особенностей административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлена динамичными изменениями в российском законодательстве, направленными на усиление контроля за их пребыванием и трудовой деятельностью на территории РФ. В последние годы были существенно ужесточены нормы, регулирующие трудоустройство иностранцев, а также требования в сфере миграционного учета.Особый интерес вызывает дискуссия в научной литературе и правоприменительной практике относительно разграничения мер принудительного воздействия, таких как административное выдворение и депортация. Несмотря на схожесть последствий, эти институты имеют различные правовые основания, процедуры применения и последствия для нарушителей. Отсутствие единообразного подхода к их реализации нередко приводит к противоречиям в судебной практике, что требует более детального анализа и систематизации соответствующих норм. Кроме того, актуальность темы подчеркивается необходимостью баланса между защитой государственных интересов и соблюдением прав иностранных граждан, особенно в условиях глобализации и увеличения миграционных потоков. Исследование проблем административной ответственности данной категории лиц способствует выработке эффективных механизмов правового регулирования, минимизирующих риски злоупотреблений как со стороны мигрантов, так и со стороны контролирующих органов. Целью настоящей статьи является выявление проблемных аспектов и особенностей правового регулирования административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в России.Приступая к исследованию правовых аспектов административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо четко определить содержание ключевого термина «административная ответственность». Так, проблемам административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства уделяется внимание в научной публикации Ю.Н. Сосновской и Э.В. Маркиной, которыми приводится следующее определение: «…под административной ответственностью иностранных граждан и лиц без гражданства понимается юридическая ответственность иностранного гражданина или лица без гражданства, которая заключается в том, что лицо, посягающее на административно-правовые отношения на территории РФ, претерпевает определенные законодательством ограничения»[1. с. 110]. Иначе говоря, административная ответственность в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой особый правовой механизм, который активизируется при нарушении ими установленных административно-правовых норм. Сущность данного института проявляется в применении к указанным субъектам специальных санкций, предусмотренных законодательством за совершение административных проступков. При рассмотрении особенностей административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства особого внимания заслуживает система применяемых к ним санкций. Согласно положениям ст. 2.5 КоАП РФ, указанные категории лиц привлекаются к ответственности на общих основаниях, однако законодатель предусмотрел для них и специальные меры воздействия, отражающие специфику их правового статуса. Наиболее характерным в этом отношении является институт административного выдворения (ст. 3.10 КоАП РФ), который представляет собой уникальную меру ответственности, применяемую исключительно к иностранным субъектам. Данная санкция сочетает в себе элементы наказания и миграционного контроля, выполняя одновременно карательную и превентивную функции. При этом важно подчеркнуть, что наличие специальных мер ответственности не создает для иностранных граждан привилегированного положения - они в полной мере несут ответственность за все виды административных правонарушений, но с учетом особенностей их правового статуса, что проявляется в дифференциации применяемых санкций. Такая система обеспечивает баланс между принципом равенства перед законом и необходимостью учета специфики правового положения неграждан.В системе административных наказаний, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства, административное выдворение занимает особое место как наиболее строгая мера принудительного воздействия. Суть данной санкции заключается в обязательном перемещении нарушителя за пределы государственной границы Российской Федерации, которое может осуществляться как под контролем компетентных органов, так и самостоятельно правонарушителем. Применение этой меры влечет серьезные правовые последствия, поскольку выдворяемое лицо лишается возможности реализовывать свои права на территории России в связи с принудительным выдворением. Правовая природа данного наказания сочетает в себе несколько аспектов: во-первых, оно выполняет карательную функцию, налагая ограничения на свободу передвижения нарушителя, во-вторых, обладает превентивным эффектом, предотвращая возможность совершения новых правонарушений на территории страны, в-третьих, служит инструментом защиты государственного суверенитета и общественного порядка. Особенностью административного выдворения является его двойственный характер - с одной стороны, это мера ответственности за совершенное правонарушение, с другой - средство обеспечения национальной безопасности. Эффективность данного института проявляется в его способности не только наказывать конкретного нарушителя, но и создавать правовые барьеры для потенциальных правонарушений со стороны других иностранных граждан. При этом важно учитывать, что применение этой меры должно быть строго регламентировано законом и соответствовать принципам справедливости и соразмерности, чтобы не нарушать основные права человека и не превращаться в инструмент необоснованного ограничения свободы передвижения.Административное выдворение как вид административного наказания подробно урегулировано в законодательстве, что можно объяснить достаточной строгостью наказания и серьезностью правовых последствий его применения, отражающихся на осуществлении прав и свобод иностранными гражданами и лицами без гражданства. Иностранный гражданин или лицо без гражданства может пересекать Государственную границу контролируемо, то есть под непосредственным наблюдением уполномоченных субъектов либо самостоятельно. Пунктом 4 ст. 3.10 КоАП РФ предусмотрены специальные условия, которые по решению суда должны быть учтены при выборе вида административного выдворения. В случае, если субъект ответственности положительно характеризуется с точки зрения выполнения налоговой обязанности перед российским государством, проявлял законопослушность, то суд принимает решение о принудительном самостоятельном выдворении. Во внимание также принимаются его профессиональная деятельность, семейное положение, длительность проживания в России.В исследовании А.В. Лупенкова анализируются правоотношения, возникающие при применении административного выдворения к несовершеннолетним иностранцам и апатридам. Автор отмечает важную особенность современного административного законодательства - отсутствие специального правового статуса для несовершеннолетних как особой категории субъектов ответственности. При этом подчеркивается производный характер правового положения несовершеннолетних от статуса их родителей или законных представителей. Особое внимание уделяется проблеме применения выдворения к несовершеннолетним в случае привлечения к ответственности их законных представителей. Лупенков обоснованно указывает, что автоматическое распространение меры выдворения на несовершеннолетнего при выдворении его родителей противоречит фундаментальному принципу индивидуализации административной ответственности. Этот вывод имеет важное практическое значение, поскольку защищает права несовершеннолетних, не допуская механического распространения на них мер ответственности, применяемых к их законным представителям. Вместе с тем, автор обращает внимание на необходимость более четкой правовой регламентации данного вопроса в законодательстве. Как отмечает автор: «суд при назначении административного выдворения как в принудительной форме, так и в форме самостоятельного контролируемого выезда не полномочен одновременно выдворить и его несовершеннолетних детей, поскольку производство по делу в отношении их не осуществлялось» [3, с. 72].Ключевой проблемой в сфере привлечения к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства выступает необходимость четкого разграничения административного выдворения и депортации. Глава 18 КоАП РФ устанавливает перечень правонарушений в сфере защиты государственной границы и соблюдения режима пребывания иностранных лиц на территории России, где административное выдворение предусмотрено как одна из возможных санкций. При этом депортация имеет принципиально иную правовую природу — это не мера наказания, а форма административного принуждения, применяемая к лицам, нарушившим правила пребывания в стране, утратившим законные основания для нахождения на территории РФ (вследствие сокращения срока пребывания, аннулирования РВП или вида на жительство). Решающее значение для выбора применяемой меры имеет характер нарушения: при наличии состава административного правонарушения по главе 18 КоАП РФ наступает административная ответственность с возможным выдворением, тогда как при утрате правовых оснований для пребывания (без признаков правонарушения) применяется исключительно депортация. Данное разграничение имеет принципиальное значение для правоприменительной практики, поскольку определяет порядок принятия решения (судебный для выдворения и административный для депортации) и объем процессуальных гарантий для иностранного гражданина. Таким образом, в заключение необходимо отметить, что особенностью административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства следует назвать наличие в отношении таких субъектов ответственности специальных видов наказаний, соответствующих характеру нарушений, которые могут быть допущены такими лицами.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Колосов Д.С. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 479 - 486. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23636 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23636



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.