'
Кошина Д.Р., Коровина А.А., Корнелюк О.В.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ *
Аннотация:
в рамках данной статьи исследуется институт задержания подозреваемого как мера процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Российской Федерации и Республики Беларусь. Рассматривается историческая эволюция данного института и проводится сравнительный анализ правового регулирования задержания подозреваемого в уголовном процессе.
Ключевые слова:
задержание, подозреваемый, уголовный процесс, УПК РФ, УПК РБ
Институт задержания подозреваемого как мера процессуального принуждения занимает особое место в системе уголовного судопроизводства, поскольку оно сопряжен с существенным ограничением конституционных прав и свобод личности. Поэтому для правового государства важна чёткая правовая регламентация и эффективные механизмы контроля.История становления института задержания подозреваемого в российском уголовном процессе является результатом длительной эволюцией, которая показывает изменение баланса между интересами государства и личности. Данный институт начинает впервые упоминаться в «Русской правде» и Псковской судной грамоте, где задержание выступало как средство установления истины. Этап Судебников (1497 г., 1550 г., 1589 г.) ознаменовался закреплением роли государства, а именно – производство задержания стало производится исключительно государственными органами. Однако не указал правовой статус задержанного, что же касается задержания подозреваемого, оно выступает как вариант лишения лица свободы [1, с. 22]. Соборное уложение 1649 года впервые закрепило задержание как меру пресечения, направленную на изоляцию подозреваемого. При Петре Первом полиция получила широкие полномочия, включая задержание без доказательств. Реформа Екатерины Второй ввела право обжалования, а Устав благочиния 1782 года окончательно передал эту функцию полиции. Свод законов Российской империи установил задержание по подозрению, а реформа 1864 года разделила следствие на дознание и предварительное следствие.Задержание как мера пресечения регулировалось УПК РСФСР 1922 и 1923 годов, а также Основами уголовного судопроизводства 1924 года. Однако, в дальнейшем, законодательство претерпело изменения, направленные на упрощение и ужесточение порядка задержания. Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года позволило задерживать подозреваемых в терроризме без расследования и передавать их дела на рассмотрение «тройкам» в ускоренном порядке. Несмотря на кратковременное смягчение в 1938 году с ликвидацией внесудебных органов, с началом войны в 1941 году процедура задержания вновь была упрощена, а полномочия переданы военным.С появлением 25 декабря 1958 года Закона Союза ССР «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» процесс задержания был отнесен к числу неотложных следственных действий, проводимых органом дознания для установления и закрепления следов преступления [2, c. 551]. В том же году в уголовном судопроизводстве СССР процесс задержания был отнесён к неотложным следственным действиям. При этом было установлено, что о задержании необходимо уведомить прокурора, а также определён срок задержания – 72 часа. 27 октября 1960 года в РСФСР был принят Уголовно-процессуальный кодекс [4], который определял подозреваемого как человека, задержанного по подозрению в преступлении, или в отношении которого были применены меры пресечения до официального предъявления обвинения.Таким образом, уже принятый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [5] (далее – УПК РФ) в 22 ноября 2001 году обозначил новый этап развития института задержания в Российской Федерации.По мнению белорусского ученого В.В. Мелешко «задержание – мера процессуального принуждения, применяемая при наличии указанных в уголовно-процессуальном законе оснований и условий, обеспечивающих гарантии личности на неприкосновенность, и заключающаяся в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом» [3, c. 224].Понятие задержания подозреваемого как процессуального действия раскрывается в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, а в Республики Беларусь задержание – это фактическое задержания. В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 5 УПК РФ в ней говорится о том, что «задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения – на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления» [6]. В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь [7] (далее – УПК РБ) понятие содержится в статье 107 «задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом» [7].Различие в определениях задержания подозреваемого в УПК РФ и УПК РБ обусловлено особенностями правовых систем России и Беларуси. Во-первых, разный подход в формулировке, в УПК РФ определяется как мера процессуального принуждения, что подчеркивает его принудительный характер и связь с ограничением свободы, а в УПК РБ акцент сделан на фактическом задержании доставлении в орган уголовного преследования, что делает определение более описательным, а не классифицирующим. Во-вторых, УПК РФ прямо указывает сроки, однако УПК РБ не конкретизирует сроки в определении, а оставляет это другим нормам. В-третьих, Российское определение включает специальные условия (военное положение), что отражает более широкий спектр регулирования, но Белорусская формулировка более лаконична и описывает сам процесс задержания.Согласно части 1 статьи 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы при наличии оснований, указанных в этой же статье. В УПК РБ данная норма расширена. Так лицо может быть задержано не только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но и в виде ареста.В УПК РБ задержание делится на несколько видов, и каждому виду посвящена отдельная статья. Согласно данному делению, можно выделить:- Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления (ст.108 УПК РБ),- Действия граждан по задержанию лица (ст.109 УПК РБ),- Задержание обвиняемого для предъявления обвинения (ст.111 УПК РБ),- Задержание обвиняемого на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, до заключения его под стражу (ст.112 УПК РБ),- Задержание осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или о замене наказания более строгим наказанием в виде лишения свободы (ст. 113 УПК РБ).Основания освобождения подозреваемого в целом схожи, однако в УПК РБ выделяет специфическую норму, согласно которой лицо, освобожденное из-под стражи, не может быть повторно задержано по тому же подозрению.В статье 115 УПК РБ очень кратко указано об уведомлении о задержании. Указывается срок уведомления и задержание иностранного гражданина или лица без гражданства. А в статье 96 УПК РФ, наоборот, подробно расписано уведомление о задержании. Отличительной чертой является то, что в статье описывается о различных уведомлениях отдельных лиц, таких как военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, граждане, пребывающие в добровольческом формировании, члены общественной наблюдательной комиссии, адвокаты.Институт задержания подозреваемого в Российской Федерации имеет длительную историю становления и чёткую регламентацию уголовно-процессуальным законодательством. Несмотря на общие принципы, существуют различия в подходах к определению субъектов, имеющих право на задержание, а также в видах задержания и деталях их регламентации. Основания освобождения подозреваемого в целом схожи, однако в УПК РБ отдельно подчёркивается, что освобождённое лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению. Также отличаются подходы к уведомлению о задержании.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Кошина Д.Р., Коровина А.А., Корнелюк О.В. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 496 - 502. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23638 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*