'
Кушкян А.К.
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ВЫНОСИМЫХ СУДЬЕЙ *
Аннотация:
статья посвящена итоговому процессуальному акту, принимаемому по результату рассмотрения дела об административном правонарушении в суде – постановлению об административном правонарушении. В статье рассматриваются виды, содержание исследуемого процессуального документа, поднимается вопрос о законности постановлений по делу об административном правонарушении, как важнейшему свойству решений, выносимых судьей.
Ключевые слова:
постановление, производство, суд, административная ответственность, административное наказание
Результатом реализации правоохранительной функции государства является обеспечение режима законности, правового порядка и общественной безопасности, защищенность граждан и организаций от противоправных посягательств. Максимальная доля допускаемых нарушений законодательства приходится на административные правонарушения. Несмотря на то, что они несут меньшую общественную опасность, чем преступления, их многочисленность, широкий охват самых разных жизненных сфер, близость к таким негативным социальным явлениям, как алкоголизм, курение, мелкое хулиганство, хищение, нарушение установленных правил в различных областях общественных отношений, несет мощный отрицательный потенциал для общества.В основе административно-юрисдикционной деятельности лежит совокупность стадий производства по делам об административных правонарушениях, система этих производств, которые осуществляются субъектами, наделенные государством специальными юрисдикционными полномочиями.Среди органов и должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями следует выделить суды и судей, поскольку им принадлежит право рассматривать большую часть административных правонарушений и назначать практически все виды административных наказаний.С.Н. Клепиковым выявлены факторы, влияющие на выделение судов и судей, как основных субъектов административной юрисдикции:- конституционное положение суда, как самостоятельного независимого органа правосудия, осуществляемого корпусом судей – особой категорией лиц, наделенных специальным правовым статусом, обладающих широкими профессиональными компетенциями, позволяющими выносить объективные справедливые непредвзятые решения по правовым спорам,- отнесение законодателем самых сложных дел об административных правонарушениях к компетенции судей,- исключительное право суда назначать большую часть административных наказаний [1, с. 114].В административно-деликтном производстве, осуществляемом судьей, следует выделить рассмотрение дела об административном правонарушении, как основную стадию, в которой проверяются фактические обстоятельства события правонарушения, дается им правовая оценка, по результатам которых выносится итоговое решение [2, с. 315].Данная стадия разбита на этапы – подготовительный, основной (рассмотрение дела судьей по существу) и заключительный (принятие итогового решения).Судья может вынести один из двух процессуальных актов на заключительной стадии – постановление и определение по делу об административном правонарушении.Среди итоговых решений по делу центральным, ключевым процессуальным актом является постановление по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 29.9. КоАП РФ [3], постановления бывают двух видов:1) о назначении административного наказания,2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.Законодатель закрепляет следующие случаи прекращения производства по делу:1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5. КоАП РФ,2) объявление устного замечания в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ,3) прекращение производства по делу и передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления,4) освобождение лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5, ст. 14.32, 15.11, 15.15.6, 15.21, 15.27.3, 15.30, ч. 1 и 2 ст. 16.2, ст. 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.Ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает требования к содержанию постановления. Оно должно содержать данные судьи, суда, субъекта административного правонарушения, выявленные обстоятельства совершенного правонарушения, нормы материального права, устанавливающие состав административного правонарушения, закрепленные в федеральном или региональном административно-деликтном законе, обоснование применения соответствующих административно-деликтных норм, срок и процедуру подачи жалобы на судебное решение.Если административное правонарушение затрагивает права и законные интересы потерпевшего, необходимо закрепить механизм восстановления, нарушенного права и процедуру его исполнения. Например, при общественно опасном последствии административного правонарушения в виде материального вреда, кроме наказания в пределах соответствующей санкции, закрепляется механизм компенсации ущерба, т.е. сумма, подлежащая выплате потерпевшему, срок и порядок выплаты [4, с. 163].Назначаемое административное наказание также влияет на содержание исследуемого постановления. Так, наказание в виде административного штрафа предполагает внесение суммы денежного штрафа в соответствующий бюджет, поэтому постановление должно закреплять сведения о сумме штрафа и реквизитах счета, на который нарушитель должен перечислить указанную сумму.Если санкция вмененной статьи предполагает административное приостановление деятельности, в постановлении необходимо раскрыть механизм реализации данного наказания. Судья при этом учитывает особенности предпринимательской деятельности гражданина, оформленного в качестве индивидуального предпринимателя или организации, специфику допущенных нарушений, общественно опасные последствия данных нарушений. Исходя из этого закрепляются меры в виде закрытия производственных объектов, подразделений, временной заморозки банковских счетов, запрет на использование оборудования, оказание услуг и проч.Как указал Верховный Суд Российской Федерации, если судья усмотрел обстоятельства, несущие реальную угрозу причинения ущерба, их следует изложить в постановлении [5].Поскольку все санкции составов административных правонарушений, за которые назначается административное приостановление деятельности, предусматривают также возможность назначить административный штраф, судья в постановлении по делу об административном правонарушении должен мотивировать необходимость применение более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности. Также в постановлении должна быть отражена возможность досрочного прекращения наказания, если на субъекта административной ответственности налагается обязанность устранить допущенные нарушения [6, с. 163].В связи с наличием такой возможности Д.Н. Рыжков указывает на проблему, связанную с отсутствием законодательно установленного минимального срока отбывания такого наказания, поскольку административный правонарушитель может ходатайствовать перед судьей о прекращении наказания чуть ли не на следующий день при допустимости оперативного устранения нарушений. Это не соответствует требованию о справедливости административного наказания [7, с. 247].Если административное правонарушение совершено иностранным гражданином и предусматривает административное выдворение за пределы Российской Федерации, постановление должно содержать указание на передачу субъекта правонарушения в спецучреждение.Если совершенное административное правонарушение требует применения мер профилактического, диагностического, медицинского, реабилитационного характера при употреблении наркотических средств, в постановлении указывается срок обращения в организацию, оказывающую данную помощь.При рассмотрении дел об административном правонарушении могут совершаться процессуальные действия в виде изъятия документов, предметов, ареста вещей. В итоговом процессуальном акте судья указывает дальнейшую судьбу данных предметов, если в их отношении не применяется конфискация.Судья, разрешивший дело, должен подписать постановление об административном правонарушении. Допускается электронная форма данного процессуального акта, который заверяется усиленной квалифицированной подписью судьи.Центральной проблемой административно-деликтного производства является принятие судом законного постановления. Являясь итоговым процессуальным документом, он восстанавливает обстоятельства события административного правонарушения, обобщает все доказательства по делу. Именем Российской Федерации, суд отвечает на главный вопрос о виновности или невиновности лица в совершении административного правонарушения. Нарушение принципа законности при вынесении постановления об административном правонарушении приводит к его отмене вышестоящими инстанциями.Заключения, закрепленные в постановлениях, должны подтверждаться доказательствами, полученными в установленном законодательством порядке, по ним же определяются и фактические обстоятельства события административного правонарушения.Наличие развернутых аргументов сделанного заключения в процессуальном акте дает возможность проконтролировать обоснованность решения, устраняет случаи вынесения произвольных решений, которые не подтверждаются совокупностью собранных доказательств.Законность процессуальных актов обеспечивается не только их содержанием, но и соблюдением установленным процедуре и основаниям их принятия, правилам, относящимся к их форме.Так, о содержании постановления, вынесенного судьей, должны быть информированы все заинтересованные лица, что выступает важным процессуальным действием. Также законодательство обеспечивает исправление допущенных ошибок постановлении по делу об административном правонарушении, в виде описок, опечаток и арифметических ошибок. Данное действие инициируется судьей, вынесшим постановление или заинтересованные лица. Ошибку исправляет судья, рассматривавший дело об административном правонарушении.Таким образом, среди итоговых решений по делу центральным, ключевым процессуальным актом является постановление по делу об административном правонарушении. Вынесение постановления является логическим завершением производства по делам об административных правонарушениях. Являясь итоговым процессуальным документом, он восстанавливает обстоятельства события административного правонарушения, обобщает все доказательства по делу. Законодатель предъявляет четкие требования к содержанию постановления, процедуре его принятия. Только законные постановления об административных правонарушениях могут быть действенными инструментами в борьбе с административными правонарушениями, как негативным социальным явлением, восстанавливать нарушенные права потерпевших, отвечать требованию справедливости. Постановления об административных правонарушениях, посредством которых виновные привлекаются к административной ответственности несут в себе значительный профилактический и воспитательный потенциал, предотвращая совершение более опасных деяний, напоминая о важности соблюдения законодательства Российской Федерации, как виновным, так и другим лицам.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Кушкян А.К. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ВЫНОСИМЫХ СУДЬЕЙ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 521 - 528. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23642 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*