'
Мирошникова А.Ю., Федоренко Т.Н.
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в условиях постоянно растущей нагрузки на судебную систему Российской Федерации и стремления к повышению эффективности правосудия, примирительные процедуры приобретают особую актуальность. Данная статья анализирует роль и потенциал примирительных процедур – медиации, мировых соглашений, примирения с участием судьи – как ключевого элемента совершенствования судоустройства. Рассматриваются их преимущества в контексте снижения нагрузки на суды, экономии временных и финансовых ресурсов сторон, а также повышения качества и устойчивости разрешаемых споров. Выявляются существующие проблемы внедрения примирительных процедур в российскую правовую практику и предлагаются направления их дальнейшего развития.
Ключевые слова:
примирительные процедуры, судоустройство, медиация, мировое соглашение, эффективность правосудия, альтернативное разрешение, судебная система, Российская Федерация
Введение.Современная судебная система России сталкивается с рядом вызовов, среди которых наиболее острыми являются постоянно возрастающая нагрузка на суды, длительность судебных разбирательств, значительные финансовые и временные затраты сторон, а также сохранение конфликтных отношений между участниками спора после вынесения судебного решения. В этой связи поиск эффективных и гуманных механизмов разрешения правовых конфликтов становится одной из ключевых задач государственной политики в сфере правосудия [1].Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования судоустройства и повышения его доступности является активное развитие и внедрение примирительных процедур. Эти механизмы, основанные на добровольном взаимодействии сторон и поиске взаимовыгодного решения, способны существенно разгрузить суды, сократить сроки разрешения споров и обеспечить более высокий уровень удовлетворенности сторон достигнутым результатом. Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации теоретических положений и практических аспектов применения примирительных процедур в контексте их приоритетной роли для модернизации российского правосудия.Цель данной статьи – проанализировать значение примирительных процедур как приоритетного направления совершенствования судоустройства в Российской Федерации, выявить их преимущества и определить ключевые направления дальнейшего развития.1. Сущность и виды примирительных процедур в российском праве.Примирительные процедуры представляют собой совокупность негосударственных и государственных способов разрешения правовых споров, направленных на достижение взаимоприемлемого соглашения между сторонами при содействии нейтрального третьего лица или без него [2]. Их основное отличие от традиционного судебного разбирательства заключается в смещении акцента с состязательности и вынесения властного решения на поиск консенсуса и добровольное урегулирование конфликта.В российском законодательстве и судебной практике выделяются следующие основные виды примирительных процедур:1. Медиация: Наиболее известная и развитая форма примирительной процедуры, регулируемая Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Медиация – это процедура, в ходе которой стороны спора при содействии независимого посредника (медиатора) пытаются достичь взаимовыгодного соглашения. Медиатор не принимает решения по существу спора, а лишь организует переговорный процесс, помогая сторонам найти точки соприкосновения [3].2. Мировое соглашение: Процессуальное действие, при котором стороны в ходе судебного разбирательства добровольно приходят к соглашению об урегулировании спора на условиях, приемлемых для обеих сторон. Мировое соглашение утверждается судом и имеет силу судебного акта, что обеспечивает его принудительное исполнение в случае несоблюдения. Возможность заключения мирового соглашения предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ.3. Примирение с участием судьи: Процедура, введенная в процессуальное законодательство в 2019 году (Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ). В рамках этой процедуры судья-примиритель (который не является судьей, рассматривающим дело по существу) проводит переговоры со сторонами, разъясняет им правовые последствия, предлагает возможные пути урегулирования, но не принимает решения. Цель – способствовать добровольному урегулированию спора [4].4. Переговоры: Прямое взаимодействие сторон без участия третьего лица. Хотя формально не всегда считается процессуальной примирительной процедурой, переговоры являются базовой формой добровольного разрешения спора и могут предшествовать или сопровождать другие примирительные механизмы.Все эти процедуры направлены на достижение компромисса и позволяют сторонам сохранить контроль над ситуацией, в отличие от императивного судебного решения.2. Преимущества внедрения примирительных процедур для совершенствования судоустройства.Приоритетное развитие примирительных процедур обусловлено их неоспоримыми преимуществами, которые напрямую влияют на повышение эффективности и качества работы судебной системы в целом:2.1. Снижение нагрузки на судебную систему. Наиболее очевидное преимущество примирительных процедур заключается в их способности уменьшать количество дел, доходящих до полноценного судебного разбирательства. Успешное урегулирование спора на досудебной стадии или в начале судебного процесса позволяет освободить судей от необходимости рассмотрения тысяч дел, что способствует сокращению судебного массива и позволяет судьям сосредоточиться на наиболее сложных, прецедентных или социально значимых спорах [5]. Это, в свою очередь, приводит к более быстрому и качественному рассмотрению тех дел, которые все же доходят до суда.2.2. Экономическая эффективность и экономия времени. Судебные разбирательства, особенно многостадийные и затяжные, сопряжены с существенными временными и финансовыми затратами для всех участников. Оплата юридических услуг, государственной пошлины, экспертиз, транспортных расходов, потеря рабочего времени – все это ложится бременем на стороны. Примирительные процедуры, как правило, значительно менее затратны и позволяют достичь результата в гораздо более короткие сроки, что является крайне важным фактором для бизнеса и граждан.2.3. Повышение качества разрешения споров и их устойчивость. В отличие от судебного решения, которое часто является результатом компромисса, навязанного судом, или победы одной стороны над другой, примирительные процедуры позволяют сторонам самостоятельно выработать решение, максимально соответствующее их интересам и потребностям. Такое решение, выработанное самими участниками спора, чаще всего является более устойчивым и добровольно исполняемым, поскольку стороны чувствуют свою ответственность за его содержание. Это снижает потребность в принудительном исполнении и, соответственно, нагрузку на службу судебных приставов.2.4. Сохранение и улучшение взаимоотношений сторон. Традиционный судебный процесс, в силу своей состязательной природы, зачастую углубляет конфликт и разрушает личные или деловые отношения между сторонами. Примирительные процедуры, напротив, способствуют восстановлению коммуникации, поиску общих интересов и сохранению доброжелательных отношений, что особенно важно в семейных, трудовых или долгосрочных деловых спорах. Это гуманизирует правосудие, делая его более ориентированным на человека и его благополучие.3. Проблемы и перспективы развития примирительных процедур в Российской Федерации.Несмотря на очевидные преимущества и наличие законодательной базы, примирительные процедуры в России пока не получили широкого распространения и не стали полноценной альтернативой судебному разбирательству. Существует ряд сдерживающих факторов:1. Недостаточная информированность населения и юридического сообщества. Многие граждане и даже юристы не знают о возможностях медиации и других примирительных процедур или имеют о них искаженное представление.2. Отсутствие стимулов для сторон. Действующее законодательство не всегда предоставляет достаточные процессуальные или финансовые стимулы для обращения к примирительным процедурам (например, возврат госпошлины в полном объеме, возможность возмещения расходов на медиацию).3. Недостаточная профессионализация медиаторов. Рынок медиативных услуг еще находится в стадии становления, и не всегда гарантировано высокое качество услуг медиаторов.4. Роль судей. Зачастую судьи в силу привычки или отсутствия достаточных знаний и навыков не в полной мере используют возможности по предложению сторон примириться и помочь им в этом.Перспективные направления развития примирительных процедур в России включают:• Комплексное совершенствование законодательства: Внесение изменений, направленных на стимулирование сторон к примирению (например, полный возврат государственной пошлины при заключении мирового соглашения на любой стадии процесса, принудительное исполнение медиативных соглашений без дополнительной судебной проверки).• Развитие профессионального сообщества медиаторов: Установление высоких стандартов обучения и этики для медиаторов, создание эффективных механизмов их саморегулирования и контроля качества услуг.• Укрепление роли судьи-примирителя: Расширение практики применения процедуры примирения с участием судьи, проведение обучения судей навыкам медиации и конфликтного менеджмента.• Интеграция примирительных процедур в судебную практику: Создание специализированных примирительных комнат в судах, назначение медиаторов судом (с согласия сторон), обязательное информирование сторон о возможностях примирения на ранних стадиях процесса.Заключение. Примирительные процедуры являются мощным инструментом для совершенствования судоустройства в Российской Федерации. Их развитие – это не просто дополнение к существующей судебной системе, а стратегическое направление, способное качественно изменить подход к разрешению правовых споров. Активное внедрение медиации, мировых соглашений и примирения с участием судьи позволяет не только снизить нагрузку на суды и сократить сроки рассмотрения дел, но и обеспечить более глубокое, устойчивое и гуманное разрешение конфликтов.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Мирошникова А.Ю., Федоренко Т.Н. ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 569 - 576. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23646 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*