'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 82

Просмотры  106 просмотров

Холманских Е.Е.

  


АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу административно-правового статуса таможенных органов РФ, их значения для экономической безопасности и регулирования ВЭД. Выделены проблемы реализации статуса и предложены пути его совершенствования с учетом интеграции в ЕАЭС и цифровизации.   

Ключевые слова:
таможенные органы, административный статус, экономическая безопасность, ВЭД, таможенное законодательство, исполнительная власть   


В условиях развивающихся международных экономических отношений, интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и усложнения структуры внешнеторгового оборота, эффективное функционирование таможенной системы приобретает стратегическое значение для государства [7]. Административно-правовой статус таможенных органов является ключевым фактором, определяющим их место в системе органов исполнительной власти, объем полномочий, компетенцию и организационную структуру.Правовую основу деятельности таможенных органов составляет Конституция Российской Федерации [1], Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [2], Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3], а также иные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.Развитие интеграционных процессов в ЕАЭС требует гармонизации таможенного законодательства на наднациональном уровне, что актуализирует необходимость изучения административно-правового статуса таможенных органов.Исследование показывает, что административно-правовой статус государственных органов представляет собой комплексную характеристику, определяющую их место в системе публичного управления. В научной литературе отсутствует единое мнение относительно структуры данного понятия. Некоторые авторы (Воеводин Л.Д. [8]) рассматривают термины «статус», «состояние» и «положение» как синонимы, тогда как другие (Матузов Н.И. [10], Комаров С.А. [9]) предлагают более детализированный подход, выделяя конкретные элементы правового статуса. В структуре административно-правового статуса государственных органов выделяются следующие ключевые элементы: правовой источник, целевая и функциональная направленность, управленческая ответственность, публично-властные полномочия, организационная структура и гарантии функционирования. Ордина О.Н. выделяет три основных компонента: целевой, организационно-структурный и компетенционный [11]. Аллиулов Р.Р. акцентирует внимание на месте органа в системе власти, юридическом закреплении его полномочий и методах деятельности [6].Современная правовая доктрина демонстрирует тенденцию к выделению полномочий как самостоятельного элемента структуры правового статуса, что подтверждается исследованиями статуса различных государственных органов. Так, административно-правовой статус определяет не только положение органов, но и характер их взаимодействия с другими участниками правоотношений.Таможенные органы занимают особое положение в системе органов исполнительной власти России, что обусловлено многоаспектностью их функций: обеспечение экономической безопасности, пополнение федерального бюджета, регулирование внешнеэкономической деятельности и защита национальных интересов. Согласно Указу Президента РФ от 21.01.2020 № 21 [4], Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 [5], ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.Таможенные органы РФ имеют четырехуровневую централизованную структуру (ФТС, региональные управления, таможни, посты) для единообразного применения законодательства. ФТС контролирует таможенное дело, валютные операции, борется с контрабандой, обеспечивает экономическую безопасность и совершенствует таможенное регулирование. Их компетенция определена ТК ЕАЭС и ФЗ «О таможенном регулировании», подчеркивая особый государственно-властный и правоприменительный характер их деятельности в системе исполнительной власти.Важно отметить, что таможенные органы, будучи федеральными органами, не подчиняются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что обеспечивает независимость их деятельности от региональных властей и способствует единству таможенной политики.Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами осуществляется по ряду направлений, включая проведение совместных мероприятий, информационный обмен, аналитическую работу, подготовку законодательных предложений и кадровое сотрудничество. Такое взаимодействие регламентировано, в частности, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а также межведомственными соглашениями.Анализ современного состояния административно-правового статуса таможенных органов выявил ряд проблем, требующих системного решения. Эти проблемы можно разделить на: организационно-правовые и функциональные.К организационно-правовым проблемам относятся недостаточная согласованность норм таможенного и административного законодательства, наличие пробелов и коллизий в правовом регулировании деятельности таможенных органов. Функциональные проблемы связаны с несовершенством механизмов взаимодействия таможенных органов с другими государственными структурами, дублированием полномочий, недостаточной эффективностью контрольно-надзорной деятельности.В контексте интеграционных процессов в рамках ЕАЭС возникают дополнительные сложности, связанные с необходимостью гармонизации и унификации таможенного законодательства и административных процедур на наднациональном уровне. Это требует не только пересмотра национального законодательства, но и адаптации административно-правового статуса таможенных органов к новым условиям функционирования.Отдельно следует отметить проблемы, возникающие в связи с реализацией Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вводит новые подходы к организации контрольно-надзорной деятельности, в том числе в таможенной сфере.Перспективными направлениями совершенствования административно-правового статуса таможенных органов представляются:Устранение существующих противоречий и пробелов в законодательстве путем систематизации и кодификации норм, регулирующих деятельность таможенных органов.Оптимизация организационной структуры таможенных органов с учетом современных требований и международного опыта.Совершенствование механизмов взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами, в том числе путем внедрения единых информационных систем и цифровых платформ.Развитие института административной ответственности за нарушения таможенного законодательства, включая пересмотр системы санкций и процедур их применения.Укрепление правовых гарантий независимости и эффективности деятельности таможенных органов.Особую актуальность приобретает цифровизация таможенной деятельности, предусмотренная Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, что потребует соответствующей модернизации административно-правового статуса таможенных органов.Реализация указанных направлений позволит повысить эффективность функционирования таможенных органов, оптимизировать их структуру и функции, усовершенствовать механизмы правового регулирования и создать необходимые условия для защиты экономических интересов государства и содействия развитию внешней торговли.Таким образом, административно-правовой статус таможенных органов Российской Федерации представляет собой сложную и динамично развивающуюся систему, определяющую их место и роль в механизме государственного управления. Он характеризуется сочетанием властных полномочий, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения таможенного законодательства, с необходимостью адаптации к интеграционным процессам и современным вызовам. Несмотря на четкую иерархическую структуру и законодательное закрепление компетенций, таможенные органы сталкиваются с рядом проблем, связанных как с несовершенством правового регулирования, так и с практической реализацией контрольно-надзорных функций. Дальнейшее развитие административно-правового статуса таможенных органов требует комплексного подхода, ориентированного на совершенствование законодательства, оптимизацию взаимодействия с другими государственными структурами и внедрение современных технологий, что в конечном итоге позволит повысить эффективность их деятельности в условиях глобализации и интеграции.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Холманских Е.Е. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 664 - 670. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23658 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23658



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.