'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 88

Просмотры  102 просмотров

Амуталинова Е.О., Петров В.В.

  


ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены планируемые предметные результаты, обозначенные ФГОС и каким образом на их основе строить проведение промежуточного и итогового оценивания умения определять географические координаты.   

Ключевые слова:
предметные результаты, оценивание, географические координаты   


Контроль и отслеживание динамики учебных достижений учащихся, которые включают в себя проверку и оценку, являются одной из приоритетных и незаменимых составляющих образовательно-воспитательного процесса. Алгоритм оценивания используется в качестве процедуры определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся согласно определённым планируемым результатам. Результатом данного процесса является оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Позднее посредством своего количественного выражения оценка становится отметкой [2].Оценивание в системе образования является компонентом контроля усвоения знаний и выполняет ряд важных функций: информационную, образовательную, воспитательную, мотивационно-стимулирующую, ориентирующую и др. Обязательные качества оценки – это полнота, точность и объективность. Данные характеристики позволяют успешность прогресса при движении к намеченным целям, а также способствует регулированию педагогических и управленческих решений.Умение определять географические координаты в федеральной рабочей программе по географии является предметным результатом, для установления способов оценивания этого умения необходимо определить понятие предметные результаты. В федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что предметные результаты – это усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, а именно знаний, умений и навыков опыта решения проблем, опыта творческой деятельности [4].Все предметные результаты делятся на три группы:Знаниевые – к ним относятся виды деятельности, во время которых учащиеся получают новые знания в рамках учебного предмета.Деятельностные – учащиеся преобразуют и применяют новые знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.Компетентностные – в данных результатах формируется научный тип мышления, при котором полученные знания и умения применяются в учебной деятельности и речевой практике.В 2021 году был принят обновлённый ФГОС ООО, одной из основных целей которого стали уточнение и конкретизация требований к тому, какие результаты должны получить обучающиеся после освоения образовательных программ по всем учебным предметам, являющимися частью федерального учебного плана. Все поставленные требования получили двойственный характер в процессе реализации системно-деятельностного подхода, что выражается как в наличии опорных знаний, так и в учебных действиях по их применению. Большая часть всех этих действий с полным основанием может быть отнесена к универсальным учебным действиям (УУД), которые представлены в разделе стандарта, где отражаются требования относительно метапредметных результатов освоения образовательных программ. С учётом вышеизложенного следует вывод о том, что система оценивания является нечто большим, чем контроль знаний, поскольку проводится оценивание достижений как предметных результатов, так и даже в большей степени метапредметных результатов освоения образовательных программ [3].Данные обстоятельства наталкивают на поиски и применение особых подходов к созданию и применению оценочных средств, помимо этого также к определению критериев оценки достигнутого результата, при которых должны учитываться полнота, глубина и другие характеристики приобретённых знаний с учётом степени овладевания необходимым учебным действием.В федеральных рабочих программах (ФРП) присутствует чёткая детализация предметных результатов по всем учебным предметам. В программах по каждому предмету планируемые предметные результаты были распределены по годам обучения в соответствии с последовательностью и логикой развертывания учебного содержания предметов. Данная детализация позволяет обоснованно выделять объекты проверки для промежуточного и итогового оценивания [4].Умение определять географические координаты является предметным результатом освоения учебной программы по географии в 5 классе, промежуточное и итоговое оценивание которого требует особого внимания, так как является одним из важных и показательных навыков в учебном предмете.Прежде чем подводить обучающихся к определению координат необходимо проверить степень освоенности их составляющих, таких как: меридиан, параллель, экватор, географический полюс, гринвичский и 180-й меридиан. Проверка и оценивание этих терминов и умения их применять будут служить промежуточным этапом оценивания, позднее подводящем к определению географических координат.Фокусировка на данном этапе является необходимой поскольку все планируемые результаты представляют отдельные части взаимосвязанные между собой и впоследствии являются составляющими более сложных алгоритмов. То есть, различать понятия параллели и меридианы является необходимым для умения определять географические координаты, а без данного умения невозможно будет установить эмпирическую зависимость продолжительности дня от географической широты объекта [2].Благодаря наличию в федеральной рабочей программе по географии планируемых предметных результатов, которые сформулированы в документе в деятельностной форме, процесс оценивания образовательных достижений обучающихся может проводиться с использованием системно-деятельностного подхода, который обеспечивает полную и объективную оценку [5].Планируемые предметные результаты, как уже говорилось рассматриваются в трёх составляющих:- знание, понимание,- применение в задачах с использованием образца,- применение для решения в творческих, функциональных и «новых» задачах, в том числе и в бытовой сфере.При данном направлении, оценивание умения определения координат будет строиться следующим образом [2]:Таблица 1.На первом месте, как мы можем видеть, стоит знаниевый предметный результат – усвоение обучающимися понятий, обозначающих перечисленные выше термины и способность их различать. На данном этапе для оценивания возможно использование опросных или рабочих листов с открытыми вопросами, а также задания на соотнесение терминов и их понятий. (таблица 2).Таблица 2.После проведения оценивания знаниевого «фундамента» можно переходить к освоению и проверке деятельностного результата. Стоит обратить внимание, что он включает в себя такие формулировки как: «определять», «проводить измерения», «сравнивать», «описывать по картам и(или) другим источникам информации, «классифицировать», «устанавливать зависимость», «устанавливать причинно-следственные связи», «объяснять», «формулировать оценочные суждения», «оценивать» «характеризовать». На этом этапе уже начинаются проверка и оценивание самого умения определять географические координаты.Для тщательной проработки данного навыка удобнее будет начать с нахождения отдельных параллелей и меридианов. Задание может выглядеть следующим образом: перед обучающимся находится контурная карта полушарий, ему необходимо красным цветом выделить параллель 40º ю. ш. и синим цветом меридиан 60º в. д., отметить точку пересечений условных линий и назвать её координаты.После нахождения точек и их координат по заранее выделенным линиям можно переходить к классическому определению географических координат, то есть – нахождение точки по заданным координатам и обратное ему – нахождение географических координат точки, указанной на карте [1].После того, как обучающиеся успешно пройдут промежуточное оценивание, в ходе которого демонстрировали степень владения знаниевым аппаратом и деятельностными умениями, осуществляется переход к итоговому оцениванию, которое по мнению автора большей частью должно концентрироваться на решении новых, неизвестных задач с применением творческих данных обучающихся [6].Примером данного оценивания может служить задания следующего типа:Корабль потерпел кораблекрушение в точке с координатами 30º ю. ш. и 65º з. д., радистом были переданы координаты места бедствия, на помощь откликнулись два корабля «Омега» (30º ю. ш., 110º з. д.) и «Бэта» (20º ю. ш., 50º з. д.). Какой из кораблей раньше придет на помощь, нанесите маршруты на контурную карту.Вулкан, находящийся по координатам 45º с. ш., 120º з. д. начал извергаться. Какой стране принадлежит этот вулкан и на какие страны-соседи он может оказать влияние?По координатам определили объекты, из которых нужно забрать специалистов, участвующих в ликвидации аварии на атомной станции Фукусима-1. (даётся список координат, из которого нужно выбрать ближайшие к месту происшествия).Таким образом, завершается промежуточное и итоговое оценивание умения определять географические координаты. Из всего вышеизложенного становится очевидно, что умение определять географические координаты состоит из трёх результатов подлежащих оцениванию: знаниевый, включающий в себя понятийный аппарат, и деятельностный – решение задач по образцу – являются промежуточными, в связи с тем, что основываясь на них невозможно говорить о полном овладении умением поскольку неясно сможет ли обучающийся применить знания и навыки в решении незнакомой ему задачи, итоговым оцениваем и творческим результатом будет являться решение «новых» задач с не встречавшимися ранее условиями, которые покажут полную степень овладения умения определять географические координаты с использованием знаниевого аппарата и деятельностных умений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Амуталинова Е.О., Петров В.В. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 703 - 711. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23664 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23664



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.