'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 89

Просмотры  95 просмотров

Арешина М.А.

  


РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы формирования познавательного интереса к физике у учащихся 8 класса медицинского профиля. Автором представлен опыт разработки и апробации интерактивного курса по теме "Тепловые процессы". Обоснована актуальность использования цифровых образовательных технологий в профильных классах, раскрыты дидактические особенности курса, описаны результаты педагогического эксперимента. Показано, что интеграция медицинского контекста, визуализация и активные формы обучения способствуют росту мотивации и познавательной активности школьников.   

Ключевые слова:
физика, познавательный интерес, интерактивный курс, тепловые процессы, медицинский профиль, цифровые технологии   


Современное образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на формирование устойчивой мотивации и самостоятельности учащихся. Особенно это важно в преподавании физики, которая зачастую воспринимается школьниками как сложная, абстрактная и далёкая от их будущей профессиональной деятельности. Это особенно характерно для учащихся, обучающихся в классах с медицинским профилем, основной интерес которых сосредоточен на биологии и химии. Однако физика играет ключевую роль в понимании многих процессов, лежащих в основе физиологии, диагностики и лечебных процедур.В условиях перехода к цифровой образовательной среде возрастает необходимость разработки интерактивных курсов, способных интегрировать предметное содержание с профессионально значимыми примерами. Наиболее перспективным направлением становится создание учебных модулей, сочетающих научную строгость, межпредметные связи и активные формы обучения. Предлагаемый в данной статье курс по теме "Тепловые процессы" предназначен для учащихся 8 класса и направлен на развитие познавательного интереса к физике за счёт интеграции с медицинским контекстом и внедрения интерактивных методик.Методологическую основу исследования составили положения деятельностного и когнитивного подходов, а также теория самодетерминации как основы внутренней мотивации. Работа строилась в несколько этапов:• Теоретический анализ литературы по вопросам формирования познавательного интереса, преподавания физики в профильных классах и использования цифровых технологий в образовании,• Разработка интерактивного курса по теме "Тепловые процессы", включающего теоретические блоки, визуализации, задания с медицинским содержанием, цифровые лаборатории, симуляции и инструменты самопроверки,• Апробация курса в реальных условиях обучения: в 8 классе с медицинским профилем проводилась фрагментарная реализация курса с последующим анализом учебной активности, анкетированием, наблюдением и сравнением с контрольной группой.Для получения данных использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, анализ продуктов учебной деятельности, а также количественная и качественная обработка полученной информации.Разработка курса основывалась на дидактических принципах научности, наглядности, доступности, связи с жизнью и активности обучающихся. Особое внимание при конструировании содержания уделялось медицинской направленности: примеры, задачи и объяснения опирались на явления, происходящие в организме человека и широко применяющиеся в медицине. Среди них: тепловая регуляция, механизмы лихорадки, теплопередача при использовании физиотерапевтических аппаратов, тепловизионная диагностика и др.В результате внедрения курса в экспериментальном классе было зафиксировано:1. увеличение количества учащихся, демонстрирующих устойчивый интерес к изучению физики,2. повышение уровня вовлечённости на уроках и активности при выполнении практических заданий,3. рост показателей самостоятельной учебной работы и осознанного применения знаний,4. положительная динамика в результатах текущего контроля по сравнению с контрольной группой.Анкетирование показало, что учащиеся отмечали курс как "понятный", "интересный", "связанный с будущей профессией". Многие из них впервые увидели в физике не только формулы, но и практическую пользу.Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что внедрение интерактивного курса с профессионально ориентированным содержанием способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Наибольшую эффективность показали задания, в которых учащимся предлагалось применить физические знания к медицинским случаям: анализ термограмм, моделирование тепловых процессов в организме, оценка воздействия температур на ткани. Это позволило школьникам осмыслить значимость физики в медицинской практике и увидеть её практическое применение.Важно отметить, что курс не исключал традиционные формы преподавания, а дополнял их: лекционные блоки были сокращены в пользу визуализаций и практико-ориентированных заданий, фронтальная работа чередовалась с индивидуальной и парной. В этом сочетании удалось достичь баланса между теорией и практикой, что особенно важно для подростков, испытывающих дефицит концентрации в условиях перегрузки.В результате проведённого исследования можно утверждать, что разработанный интерактивный курс по теме "Тепловые процессы" является эффективным средством формирования познавательного интереса к физике у восьмиклассников, обучающихся в медицинском профиле. Успех курса обусловлен сочетанием следующих факторов:• учётом возрастных и когнитивных особенностей подростков,• включением междисциплинарного, профессионально ориентированного контекста,• активными формами обучения и визуализацией сложных процессов,• возможностью самопроверки и индивидуализации образовательного маршрута.Практическая значимость проекта заключается в его воспроизводимости: данный курс может быть адаптирован к другим темам школьной физики, а также применён в системе дополнительного образования или в рамках внеурочной деятельности. Перспективой дальнейших исследований видится разработка модульных программ по другим разделам курса физики с учётом профилей обучения и интересов учащихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Арешина М.А. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 712 - 716. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23665 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23665



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.