'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 90

Просмотры  99 просмотров

Бадалова Н.Б.

  


ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ КАК СТИМУЛ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
визуальные пейзажи обладают высоким потенциалом как средство развития речевой деятельности в процессе обучения русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются теоретические и методические основания использования пейзажей в образовательной практике. Анализируются когнитивные, коммуникативные и культурологические аспекты визуального восприятия природных объектов и их роль в формировании и активизации языковой компетенции обучающихся.   

Ключевые слова:
русский язык как иностранный, визуальный пейзаж, речевая деятельность, когнитивная активизация, коммуникативные задания, межкультурная компетенция   


Современные подходы к обучению иностранным языкам предполагают широкое использование визуальных стимулов, в том числе природных ландшафтов и пейзажей. Визуальные образы, будучи универсальными элементами человеческого опыта, активизируют когнитивные и эмоциональные процессы, способствуют формированию связной речи и расширению словарного запаса. Пейзаж как объект восприятия и интерпретации представляет собой не только средство обучения, но и канал культурной трансляции.Восприятие пейзажа связано с визуальной когницией: активизируются зрительные ассоциации, память, воображение. Это стимулирует продуктивные виды речевой деятельности: описание, повествование, интерпретацию. С позиции теории смысловой направленности речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев), зрительный стимул способствует формированию внутренней речи, переходящей в внешнюю.Согласно концепции коммуникативно-деятельностного обучения, речевая деятельность активизируется при наличии мотивирующего коммуникативного задания. Пейзаж служит отправной точкой для создания речевой ситуации: "Ты видишь – ты говоришь". Таким образом, зрительное восприятие превращается в речевую активность.Пейзаж несёт в себе элементы национального менталитета и культурной идентичности. Например, образы русской природы (берёза, поле, река, снег) глубоко укоренены в литературной и визуальной культуре. Обсуждение пейзажей даёт возможность познакомиться с русским способом мироощущения.Примеры речевых заданий.Вид задания Цель Пример формулировки задания.Описание Развитие лексики и грамматики Опишите, что вы видите на изображении. Какое время года?Сравнение Сравнительная речь Сравните этот пейзаж с местностью в вашей стране.Рассказ Формирование повествования Придумайте историю, которая могла произойти в этом месте.Выражение мнения Аргументация, субъективная речь Вам нравится этот пейзаж? Почему?Диалог Речевая ситуация Составьте диалог: один человек предлагает съездить туда.Фрагмент учебного модуля:Модуль: «Русская природа глазами художника» (уровень B1–B2).Цель: развитие навыков описательной и повествовательной речи, расширение лексики на тему природы, погоды, эмоций.Материал: картина И. И. Левитана «Золотая осень».Ход работы:1. Предвосхищение (разогрев):Как вы представляете себе русскую осень?Какие цвета вам приходят на ум?2. Визуальное восприятие:Показывается картина.Вопросы: Что вы видите?Какие элементы пейзажа привлекают внимание?3. Лексико-грамматическая работа:Составьте словосочетания: жёлтые листья, прозрачный воздух, тихая река.Преобразуйте предложения из настоящего времени в прошедшее.4. Речевая практика:Устный рассказ по картине (3–5 предложений).Написание мини-сочинения: «Осень в моём городе».5. Обсуждение:Что передаёт настроение картины?Какой пейзаж ближе вам — осенний или зимний?Обучение русскому языку через визуальные пейзажи представляет собой эффективный способ стимулирования речевой деятельности, основанный на интеграции когнитивных, коммуникативных и культурологических компонентов. Визуальный пейзаж выступает не просто иллюстрацией, а полноценным участником речевого акта, запускающим процесс продуцирования и осмысления речи на русском языке.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бадалова Н.Б. ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ КАК СТИМУЛ ДЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 717 - 721. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23666 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23666



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.