'
Бережнова О.С., Иргашева Т.Г.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ СЛОВАРЯМИ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье рассматриваются современные подходы к развитию речевой культуры у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе. Раскрывается значимость умения работать со словарями антонимов на уроках русского языка в контексте реализации требований ФГОС НОО. Приводятся мнения исследователей о сущности понятия «речевая культура» и компонентах формирования речевой культуры младших школьников. Представлен анализ методик и приёмов работы с учебными словарями антонимов на уроках русского языка, приведены факты и статистические данные, подтверждающие эффективность системной работы в данном направлении.
Ключевые слова:
речевая культура, начальная школа, младшие школьники, антонимы, речь, учебные словари
Речь составляет базис всякой интеллектуальной деятельности, а также инструмент общения. С испокон веков эволюция речи являлась одной из определяющих требований при обучении родному языку. Эта задача поставлена как перед школой, так и значима для всего общества.Коммуникация между людьми возможна как через устную речь, так и через тактильные ощущения, жестикуляцию. Эти неязыковые процессы относятся к невербальным способам коммуникации [1, с. 47].Е.Н. Ширяев ввёл в оборот определение для «культуры речи», уже ставшее классическим: «Это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект достижения поставленных коммуникативных задач» [6, с. 13]. При изобилии большого количества определений термина «культура речи», предоставленных различной научной литературой, научные сотрудники выделяют ряд характеристик для этого определения: правильность, точность, логичность, обилие, уместность, чистота и выразительность речи. Данное определение речевой культуры находится в тесном взаимоотношении. Но при всём при этом у каждого из них проявляются собственные особенности в речи, и они в разной степени соотносятся друг с другом.Термин «речь» подразумевает под собой такую форму общения, которая была сформирована, проходя все этапы истории, сталкиваясь с новыми родами деятельности человека и новыми вариантами взаимодействия между ними.Нашему вниманию предоставляются определённые возможности, характерные для действия, которое мы называем речью:– Обозначение — является любое слово или комплекс слов со смыслом.– Сообщение — метод, с помощью которого можно передать уникальный набор слов, характеризующих какой-либо объект, опыт или знания.– Выражение — с помощью этого действия человек может выражать эмоциональную нагрузку, делать акцент на определённом объекте в комплексе слов, а также выражать свои эмоции или необходимости в данный момент.– Воздействие — этот вид деятельности побуждает совершать те или иные действия, которые будут влиять на установки и мнения других индивидов.Прослеживается зависимость от типа речи и проявления функции речи. Психология выделяет речь как речевую деятельность, которая может служить целостным актом взаимодействия, если она подкреплена некоторой мотивацией, которая не может быть выполнена иными типами взаимодействия [9, с. 116].По мнению Н.С. Летес, младший школьный возраст можно охарактеризовать как этап развития ребёнка, характеризующийся активным поглощением информации извне, фильтрующейся по характеру преимущества.Для того чтобы ребёнок мог качественно изложить свои мысли, он должен чётко представлять объект рассказа, иметь возможность провести аналитические исследования, структурировать данные, выстраивать логические отношения между мыслью и объектами. К этому можно отнести умение находить максимально подходящие словарные конструкции для создания разного рода сложных и простых предложений. Они должны способствовать повышению смысловой нагрузки и логики общего посыла высказывания.Выделяется связь между речью и эстетикой. Это возможно благодаря наличию у ребёнка богатого языкового запаса, правил построения предложений, слов, проявления ментального и эстетического комплекса развития.Учебная лексикография является разделом методики преподавания русского языка, занимающимся созданием учебных словарей, определением минимальных объемов лексики для изучения русского как родного или иностранного в разных типах учебных заведений и на разных уровнях обучения, а также разработкой методов толкования слов, структуры словарных статей в различных учебных словарях и так далее.В русском языке широко распространена лексическая антонимия, но наличие множества различных по значению слов не облегчает использование антонимов. Напротив, чем больше различных по смыслу слов, тем сложнее выбрать из них единственное, наиболее подходящее в контексте. Внимательный и осознанный подбор антонимов позволяет сделать речь более выразительной и художественной.Антонимы используются в языке для создания контрастов и антитез. Они могут описывать различные понятия, такие как состояния, действия, природные явления, пространственные и временные отношения, эстетические качества, цвета, вкусы, эмоции и т. д.Для проверки целесообразности и эффективности предложенного в данной работе исследования нами был поставлен педагогический эксперимент. В качестве диагностической методики для определения состояния сформированности речевой культуры младших школьников использовалось анкетирование, диагностика уровней развития культуры речи младших школьников (по параметрам В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ) и методика «Последовательные картинки» (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова). Ниже представлено усреднённое значение по всем методикам, проведённых в двух вторых классах. Экспериментальный – 20 человек, контрольный 20 человек.Цель эксперимента состояла в том, чтобы доказать эффективность работы с учебными словарями антонимов на уроках русского языка в начальной школе как условия повышения речевой культуры младших школьников.Результаты диагностики развития речи младших школьников, примененных нами в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют, что речевая культура у обучающихся обоих классов преимущественно находится на среднем и низком уровне. Мы предполагаем, что положительно повлиять на уровень речевой культуры младших школьников может работа с учебными словарями антонимов на уроках русского языка в начальной школе.Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был организован в экспериментальном классе. Работа учителя по обогащению словаря учащихся за счет его количественного увеличения антонимами представляла собой следующие пути:– при ознакомлении школьников с новыми словами не ограничивается одним только толкованием их лексических значений, там, где это возможно подкреплять лексический анализ подбором антонимов,– при подборе антонимов к словам, известным учащимся, не останавливаться на том, что сделано учащимися, а дополнять, уточнять работу справками в словаре.Особое место на уроках было отведено работе со словарем: так, школьникам предлагалось найти трудное для них слово в словарике, прочитать его или выписать его значение, затем подобрать ему антоним по словарю. Устно или письменно употребить слово в контексте, составить с ним предложение. При необходимости рассматривались его орфографический облик и произношение. При составлении предложений с осваиваемым словом обращалось внимание на условия его стилистического функционирования в тексте. Формирование речевой культуры в процессе формирующего эксперимента опиралось на использование обучающимися словаря антонимов и работе с ним на уроках русского языка, а также дома.Дабы повысить качество усвоения новых словарных конструкций, необходимо было создать минимальную базу слов для изучения. Данная база слов должна содержать максимально необходимую для практики речи структуру слов. Эти слова должны качественно повышать уровень речевой культуры речи.Таблица 1. Способы и приемы организации работы со словарями антонимов на уроках русского языка, направленные на формирование речевой культуры младших школьников.Главенствующая тема, рассматриваемая на уроке, — это функционирование с помощью словарей. При работе со словарями детям предлагается определение с помощью словаря таких речевых конструкций, которые для них являются слишком сложными. Эти конструкции выписываются, потом анализируются, и к ним предоставляется антоним. Подобные конструкции необходимо применять в практике разговоров и письма. В некоторых случаях возможно описание с помощью орфографических правил и навыков произношения.В период генерации словарной конструкции в виде предложений уникальные слова необходимо использовать с специфическими стилистическими функциями.Анализ проведённой работы предоставляет выводы по типу: сколько значений можно выделить у данного слова. Одной из практик, используемых на уроках, является сноска на исходные слова для определения словообразовательной морфемы. В период применения словарей в таких условиях ребёнок гораздо лучше запоминает и использует в речи активную лексику.Для того чтобы эффективность работы на уроке повышалась, слова проходят определённый отбор. Одним из аспектов является словообразовательный потенциал речевых конструкций. Он максимально эффективен в подобных типах работ.Частое использование подобных предложений на уроке помогает повысить интерес детей к родному языку и обогатить их словарный запас уникальными определениями.Отдельным пунктом выделяется семантическая лексика, сочетаемость слов. Это необходимо для того, чтобы ученик понял принцип более высокой сочетаемости многозначных слов по сравнению с однозначными.На уроках используется применение различных методов взаимодействия между собой для усваивания особых, ранее неизвестных детям, конструкций и создания крепких нейронных связей, характерных для использования языка. К таким методам относятся диалоги посредством изучения картинок и предоставления характеристик объектов.Для проверки результатов формирующего этапа нами был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.Согласно средним значения, на контрольном этапе высокий уровень речевой культуры выявлен у 32% обучающихся в экспериментальном классе и только у 22% обучающихся контрольного класса. Динамика в экспериментальном классе составила 22%, в то время как в контрольном классе – всего 11%. Также выявлено, что средний уровень имеют 55% обучающихся экспериментального класса и 52% обучающихся контрольного класса (динамика 17% и 5% соответственно). Низкий уровень речевой культуры на контрольном этапе имеют 13% младших школьников экспериментального класса и 26% обучающихся контрольного класса. Динамика по данному уровню в экспериментальном классе составила 39%, в то время как в контрольном классе – 13%.Таким образом, результаты диагностики речевой культура младших школьников, примененных нами в ходе контрольного эксперимента, свидетельствуют, что формирующий этап по работе с учебными словарями антонимов на уроках русского языка в начальной школе как условия повышения речевой культуры младших школьников успешно влияет на речевую культуру обучающихся.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Бережнова О.С., Иргашева Т.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ СЛОВАРЯМИ АНТОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 722 - 731. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23667 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*