'
Бронников В.С., Бронникова А.С.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
всестороннее физическое и нравственное развитие учащихся начальных классов, а также формирование их культуры здоровья являются первостепенной задачей нашего государства. Ведь именно в детском возрасте можно заложить фундамент положительного отношения к своему здоровью в будущем, формируя жизненно-важные двигательные навыки и умения, посредством рекреационной деятельности. В статье представлены результаты сравнительного анализа дефиниций основных понятий по направлению исследования. Приводятся данные констатирующего эксперимента по оценке сформированности исходных состояний младших школьников.
Ключевые слова:
рекреационная деятельность, спортивный клуб, двигательная активность
На современном этапе физическое и нравственное состояние здоровья учащихся начальных классов оценивается как неудовлетворительное, все это связано с тем, что современное подрастающее поколение больше половины своего времени проводят за гаджетами, а двигательная активность является одной из естественных потребностей организма. Многими учеными было доказано, что после того, как ребенок переходит из детского сада в школу, его двигательная активность снижается быстрыми темпами по сравнению с дошкольным возрастом, а потребность в физической активности не удовлетворяется на должном уровне. Также следует отметить, что ребенок начинает испытывать дискомфорт в том, что больше половины времени пребывания в школе он вынужден проводить в одной позе – сидя за партой. Именно поэтому очень важно в начальных классах поддерживать физическую активность детей, рационально ее подбирать, ведь от этого зависит положительное развитие физических способностей [2].Школьные уроки физической культуры, проводимые в некоторых школах Забайкалья три раза в неделю, а где-то и два, дают ребенку лишь 11 % двигательной активности, которая необходима ему для развития растущего организма. Именно поэтому мы считаем, что рекреационная деятельность, которая представляет собой специально организованную деятельность, позволяющую восстановить физические силы и эмоциональный настрой учащихся начальной школы, необходима в школах Забайкалья [3].Актуальность данного исследования по проблеме применения рекреационных деятельности с целью формирования и укрепления здоровья младших школьников: а) необходимостью использования рекреационной деятельности в начальной школе, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является первостепенной задачей страны, б) недостатком научных публикаций и материалов об использовании форм организации рекреационной деятельности в начальных школах Забайкалья, в) отсутствием методических рекомендаций по использованию рекреационной деятельности с целью формирования положительного отношения к своему здоровью среди школьников начальных школ Забайкалья.Методы. Нами были изучены труды отечественных и зарубежных ученых, которые занимались проблемами в области рекреационной деятельности младших школьников. В период педагогической практики весной 2025 года на базе МБОУ «СОШ №16» г. Читы был проведен констатирующий эксперимент с участием 19 учащихся 4-ого класса (10-11 лет). Для определения исходного состояния младших школьников применялись следующие методики: соматометрия для определения уровня физического развития, специальные контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности, опросник на тему «Я и рекреация» для определения уровня знаний о рекреационной деятельности.Результаты и их обсуждение.Всестороннее физическое и нравственное развитие учащихся начальных классов, а также формирование их культуры здоровья являются первостепенной задачей нашего государства. Ведь именно в детском возрасте можно заложить фундамент положительного отношения к своему здоровью в будущем, формируя жизненно-важные двигательные навыки и умения.По мнению Бюриковой А.В. рекреационная деятельность – это деятельность, осуществляемая в свободное от работы или учебы время, целью которой не является получение прибыли, в основе которой заложено желание рекреанта на восстановление и укрепление своего здоровья посредством общедоступных средств и методов [1].Седоченко С.В. в своих работах описывает рекреационную деятельность, как осознанное направление жизнедеятельности рекреанта во внерабочее время, направленное на восстановление физических сил и эмоционального настроя, формирующее всестороннее развитие и наличие положительного психоэмоционального настроя рекреанта [5].Оба автора используют термин «рекреант», что в свою очередь подразумевает людей, которые занимаются рекреационной деятельностью и удовлетворяют свои потребности в сохранение, и укрепление здоровья [4].Нами была выделена следующая классификация рекреационной деятельности, основанная на научных трудах Козиной М.П. и Седоченко С.В, представленная в таблице 1 [5].Таблица 1. Классификация рекреационной деятельности (Козина М.П., 2023, Седоченко С.В., 2019).Следует отметить, что разграничить вышеперечисленные виды рекреационной деятельности невозможно, они все дополняют друг друга и переплетаются между собой, а одновременное использование в своей профессиональной деятельности нескольких видов благотворно влияют на физическое и психическое здоровье младших школьников.Рассмотрим основные принципы рекреационной деятельности в начальной школе:Всеобщность и доступность, что в свою очередь является важным принципом для вовлечения младших школьников в рекреацию с целью удовлетворения своих интересов,Систематичность и целенаправленность на основе планомерного и поэтапного сочетания непрерывности и взаимозависимости с другими компонентами образовательного процесса,Преемственности – взаимодействие и взаимовлияние родителей и детей,Личностный подход каждого рекреанта,Учет психолого-возрастных особенностей каждого рекреанта.Но не следует забывать, что существует определенный ряд факторов, которые препятствуют осуществлению рекреационной деятельности:Психофизические мотивы, к которым относятся переутомление после школы, плохое самочувствие и др.,Дефицит свободного времени в образовательном плане,Отсутствие интереса со стороны школьников и родителей,Недостаточное материально-техническое обеспечение,Недостаточная профессиональная подготовка учительского состава [1].Исходя из вышесказанного, для того чтобы повысить уровень работоспособности рекреанта или группы занимающихся следует использовать рекреационную деятельность, как форму развлечения и активного отдыха. Развлечение само по себе не имеет общественной значимости, но обретает ее, являясь одним из способов достижения общественных целей.Благодаря рекреационной деятельности у младших школьников укрепляется и сохраняется здоровье, происходит выработка устойчивых двигательных действий, а самое главное в том, что занятия рекреационной деятельностью позволят привить любовь к занятиям физической культурой, и снять физическое и психоэмоциональное перенапряжение в процессе дня.Степаненкова Э.Я. в своих работах отмечает, что использование рекреационной деятельности в жизни подрастающего поколения оказывает положительное влияние на рост и развитие нервно-психического состояния, а также повышение функциональных возможностей организма и поддержания работоспособности ребенка. Также она выделяет, что рекреационная деятельность наряду с природными ресурсами позволит повысить состояние организма в целом и избежать ухудшения функций внутренних органов.Таким образом, рекреационные занятия на природе позволяют получить наслаждение и радость от общения с ней, помогают разгрузиться эмоционально, улучшить свое физическое развитие при помощи игрового метода, все это благоприятно сказывается на психике и интеллекте подрастающего поколения.Результаты исследования. Первая методика позволила установить, что общий уровень младших школьников – средний. Мальчики и девочки развиваются гармонично, представленные данные в таблице соответствуют возрастным нормам.Вторая методика позволила установить, что среди младших школьников отмечается всего два высоких показателя у мальчиков бег на 30 м., а у девочек подтягивания на высокой перекладине из виса лежа. Показатели, приближенные к средним наблюдаются у мальчиков и у девочек в следующих тестах: прыжок в длину с места, 6 минутный бег, челночный бег 3*10 м., у девочек также отмечаются средние показатели в беге на 30 м. и наклон вперед из положения сидя. Также отмечается наличие и низких показателей у мальчиков подтягивание на высокой перекладине из виса и наклон вперед из положения сидя.Исходя из результатов третей методики, можно сказать, что младшие школьники демонстрируют средние показатели знаний в областях отношения к своему здоровью и гигиене, понимают, для чего нужна физическая активность, и также хорошо знают правила безопасности на уроке физической культуре.Заключение. По результатам исходных состояний можно сделать вывод, что физическое развитие младших школьников развивается гармонично, физическая подготовленность требует вмешательства, необходимо применение специальной методики для повышения определенных нормативов. Анализ образовательной среды МБОУ «СОШ №16» указывает на то, что оптимальными и доступным методом решения данной проблемы является применение рекреационной деятельности, такой как школьный спортивный клуб. Данная форма не требует обширной материальной базы и в свободном доступе.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Бронников В.С., Бронникова А.С. РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 732 - 739. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23668 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*