'
Бронников В.С., Бронникова А.С.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
физическая рекреация направлена на укрепление физического и психического здоровья, на создание основы для плодотворного умственного и физического труда гражданина. Помимо функций развлечения и восстановления работоспособности физическая рекреации служит эффективным средством формирования физической культуры личности. В статье представлены результаты сравнительного анализа дефиниций основных понятий по направлению исследования. Приводятся данные констатирующего эксперимента по оценке сформированности отдельных компонентов физической культуры личности дошкольника.
Ключевые слова:
физическая рекреация, гиподинамия, физическая культура
На современном этапе развития общества важная роль отводится сохранению и развитию здоровья детей, их физическому развитию, формированию психического и социального благосостояния, а также осознанному отношения к своему здоровью. В настоящее время значительное ухудшение здоровья детей обретает характер всемирной многоаспектной проблемы. Самым важным является вопрос снижения двигательной активности – гиподинамии дошкольников. При этом доказано, что профилактика гиподинамии обеспечивает сохранение уровня физического здоровья данной возрастной группы. Все вышесказанное наталкивает на переосмысление и осознание важности физкультурной работы в сфере дошкольного образования. Возникает вопрос о необходимости создания такой системы, в которой рекреационная деятельность будет соединена с образовательной.Актуальность данного исследования по проблеме применения рекреационных технологий с целью формирования физической культуры личности дошкольника обусловлена следующими аспектами: а) медики, педагоги и психологи указывают на значительные систематические эмоциональные перегрузки детей в процессе обучения, б) несмотря на большое количество публикаций полезной информации о новых, нетрадиционных средствах и методах физического воспитания в детских образовательных учреждениях (ДОУ) недостаточно, в) недостаточно данных, отражающих методические особенности рекреационной деятельности с учетом организационно-педагогических условий в ДОУ Забайкальского края.Методы. Нами были изучены труды отечественных и зарубежных ученых, которые занимались проблемами в области физической рекреации дошкольников. В период педагогической практики осенью 2022 года на базе МБОУ № 10 г. Читы был проведен констатирующий эксперимент с участием 18 воспитанников старшей группы (5-6 лет). Для оценки сформированности физической культуры личности дошкольника в целом и отдельных ее компонентов использованы следующие методики: 1) определение уровня физкультурных знаний [5], 2) исследование уровня физической подготовленности [1], 3) рисуночный тест «Здоровье и болезнь» [2], 4) диагностика и мониторинг физического развития и здоровья [7], 5) методика «Лесенка» [11]. Полученные результаты были подвергнуты математико-статической обработке.Результаты и их обсуждение.В основе представлений о физической культуре заложена идея улучшения человеческой сущности. Обновление термина «физическая культура» происходило через примат концепции естественных прав человека, культуры и образования: образованный человек – человек культурный и физически развитый.По данным американских энциклопедий термин «физическая культура» появился в англоязычных странах в 1830-х гг. и обозначал систему гармоничного развития телесного, интеллектуального и духовного здоровья человека. Однако в таком контексте термин не устоялся. Другое толкование американских энциклопедистов утверждает, что физическая культура – это двигательная активность с развлекательной основой, лишенной воспитательной ценности. Профессор американского колледжа Эдвард Хичкок в 1831 году впервые использовал понятие «физическая культура» для обозначения культурного самосовершенствования человека [4].Отечественные теоретики Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков [8] под физической культурой личности (ФКЛ) понимают «реализованные в самом человеке результаты использования материальных и нравственных ценностей, которые относятся к физической культуре в широком смысле слова, то есть приобретенные человеком физкультурные знания, навыки, умения, полученные на основе использования средств физического воспитания, результаты физического развития и физической подготовленности».Таким образом, ФКЛ представляет часть общей культуры, которую усвоил человек для потребности в физических и спортивных занятиях, необходимых для получения знаний, навыков и умений, направленных на физическое совершенствование и развитие, укрепление здоровья, повышение физической и умственной работоспособности. К основным средствам формирования ФКЛ относятся физические упражнения, а к вспомогательным - естественные силы природы и факторы гигиены.Несомненно, для более полного восстановления сил и увеличения работоспособности рационально применять комплексное сочетание физических упражнений с естественными силами природы и гигиеническими факторами.Ю.Ф. Курамшин [6] выделяет три группы методов формирования ФКЛ: «метод овладения знаниями (словесные методы и методы обеспечения наглядности), овладения двигательными умениями и навыками (метод разучивания упражнения по частям или в целом и сопряженный метод) и метод совершенствования двигательных навыков и развития физических способностей». Несмотря на большое количество методов, ни один из них, используемый по отдельности, не сможет оказаться полноценным и эффективным.Особое значение в восстановлении и сохранении здоровья каждого человека отводится физической рекреации. На повышенный интерес ученых к рекреационной деятельности указывают работы, в которых дается теоретическое обоснование физической рекреации, рассматриваются практические стороны использования ее средств [9].В основном физическую рекреацию рассматривают как вид физической культуры. В.М. Выдрин [10, 12] расширяет данное понятие и описывает физическую рекреацию как «вид физической культуры, использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для отдыха людей, получение удовольствия и развлечения от этого процесса и отвлечение от обычных видов деятельности, вызывающих физическое и психическое утомление».Физическая рекреация – это процесс использования средств, методов и форм организации физической культуры, направленный на удовлетворение потребностей в отдыхе, восстановление сил, развлечение и совершенствование личности человека в свободное время. К осознанию того, что физическая рекреация служит оздоровлению организма, призывают Л.А. Калинкин и В.В. Матов [3], авторы отмечают, что целью физической рекреации является сохранение и укрепление физического здоровья человека.Физическая рекреация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими компонентами физической культуры: доступность людям любого возраста - от детей до людей пожилого возраста, возможность самостоятельно выбирать время и длительность занятия, отсутствие определенного места проведения и отсутствие жесткой регламентации по составу занимающихся (индивидуальная, групповая или массовая). Физическая рекреация является вариативным видом двигательной деятельности, поэтому она требует соблюдения культуры занятий, в которую входят самоконтроль, медицинский контроль, дозированная нагрузка и отдых, соответствующая возрастно-половому и физическому развитию.Таким образом, физическая рекреация является одним из самых популярных и доступных видов рекреационной деятельности. Она обеспечивает благоприятное физическое воздействие на организм человека, способствует нормальному функционированию его организма в определенных жизненных условиях.Результаты исследования. Первая методика позволила установить, что когнитивный компонент ФКЛ развит на высоком уровне: дошкольники уверенно различают предметы личной гигиены, состояние здорового и больного человека, знают основные виды движений (бег, ходьба, лазание, ползание, ловля, прыжок, бросок), атрибутику Олимпийских игр.Показатели физической подготовленности дошкольников (операциональный компонент ФКЛ) были оценены с помощью физических упражнений на гибкость, быстроту, ловкость, выносливость и координацию, за месяц наблюдений изменились за счет естественного прироста, статистических внутригрупповых различий не установлено.Рисуночный тест применялся для оценивания мотивационно-ценностного компонента ФКЛ. Установлено, что дошкольники различают состояние больного и здорового человека, об этом свидетельствуют детализация и красочность рисунков.Результаты оценивания диагностического компонента ФКЛ свидетельствуют о том, что физическое развитие (показатели длины тела, окружности грудной клетки) большинства участвовавших в исследовании дошкольников соответствует нижней границе возрастной нормы, показатели массы тела оценены как средние.Методика «Лесенка» использована для оценивания личностно-поведенческого компонента, выявила, что все дошкольники адекватно оценивают себя и других людей.Заключение. По результатам оценки сформированности ФКЛ дошкольников и ее отдельных компонентов были выявлены определенные проблемы в физическом развитии – отсутствие прогресса физической подготовленности и слабое физическое развитие детей. Анализ образовательной среды дошкольного учреждения указывает на то, что оптимальными и доступными методами решения данных проблем являются применение таких форм и видов физической рекреации, как подвижные игры, рекреационный туризм и рекреационная зона в детском образовательном учреждении. Данные формы не требуют обширной материальной базы и в свободном доступе, то есть помимо детского образовательного учреждения их можно применять в домашних условиях.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Бронников В.С., Бронникова А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 740 - 747. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23669 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*