'
Ванюгина А.И., Ковинева М.В.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ВЫЗОВЫ МОТИВАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА *
Аннотация:
данная статья рассматривает проблему снижения мотивации учащихся с нарушениями слуха к изучению английского языка в свете современной политической обстановки. Автор анализирует причины данной проблемы и предлагает способы увеличения интереса и вовлеченности учащихся с ограниченными возможностями в процесс изучения языка. Особое внимание уделяется роли преподавателей и созданию благоприятной обучающей атмосферы.Актуальность данной статьи подтверждается все более широким признанием важности инклюзивного образования и равных возможностей для всех учащихся. С учетом современной политической обстановки, вопросы адаптации образовательных программ и методик для учащихся с ограниченными возможностями становятся все более значимыми. Изучение проблем снижения мотивации учащихся с нарушениями слуха к изучению английского языка является актуальным и важным направлением исследований, поскольку обеспечение эффективного обучения для этой группы учащихся требует специального подхода и внимания со стороны образовательных учреждений и преподавателей.Цель данной статьи заключается в исследовании влияния современной политической обстановки на мотивацию учащихся с нарушениями слуха к изучению английского языка и поиске способов решения данной проблемы.
Ключевые слова:
мотивация, изучение английского, политическая обстановка, школа, колледж, университет, нарушения слуха
Современное общество выдвигает высокие требования ко всем участникам образовательного процесса. Процесс модернизации образования происходит при условиях децентрализации управления, широком использовании автоматизации в образовательных учреждениях и расширении спектра образовательных услуг.Роль иностранных языков в современном обществе увеличивается из года в год. Изучение языка дает возможность погрузиться в мировую культуру, способствует формированию личности ребенка и его адаптации к постоянно изменяющемуся миру. Знание иностранного языка расширяет кругозор учащихся и способствует развитию их речевых навыков, что особенно важно при работе со слабослышащими учащимися [10].Однако изучение иностранного языка представляет трудности для всех категорий учащихся, и для слабослышащих оно может быть вдвойне сложным, так как им приходится находить соответствия между иностранным языком и своим родным языком, который так же для них является иностранным [15].В процессе общения люди с нарушением слуха сталкиваются со следующими проблемами:ограниченное понимание окружающего мира из-за отсутствия слуха,необходимость использовать жестовый язык, который понимают не все,отсутствие понимания говорящих людей, неумение читать по губам,ограниченная способность выражать свои эмоции через общение,отсутствие единого жестового языка для людей, говорящих на разных языках,недостаток постоянного круга общения.Обеспечение прав учащихся с ограниченными возможностями здоровья считается одной из ключевых задач государственной политики, где основное внимание уделяется созданию необходимых условий для получения образования. Иностранный язык входит в список предметов, обязательных для изучения, по действующему Государственному образовательному стандарту.Общение играет важную роль в процессе социализации учащихся, включая студентов с нарушением слуха, так как помогает передавать знания, развивать межличностные отношения и эмоционально-нравственный опыт. Нарушения слуха усложняют процесс общения из-за ограниченности способностей восприятия информации [8].Психическое развитие учащихся с нарушениями слуха происходит в условиях особых взаимодействий с внешним миром и представляет собой особый путь развития [9].Учащиеся с нарушением слуха представляют собой очень разнообразную группу. Различия в их развитии могут быть значительными, начиная от почти нормального развития с временными и относительно легко исправимыми трудностями и заканчивая необратимыми тяжелыми повреждениями центральной нервной системы. Спектр возможных степеней нарушения слуха у них очень широк: от способности учиться наравне со здоровыми студентами при соответствующей поддержке до необходимости индивидуальной образовательной программы, адаптированной к их потребностям.Обучение глухих, позднооглохших и слабослышащих учащихся направлено на развитие их жизненных навыков и достижение максимальных результатов в соответствии с их индивидуальными возможностями. Это важно для обеспечения их способности к самостоятельному развитию и обучению за пределами учебного заведения.При обучении учащихся с нарушениями слуха важно провести анализ научных и методических основ обучения родному языку и иностранным языкам. Особое внимание следует уделить специальному обучению иностранному языку для слабослышащих и позднооглохших учащихся [3].Необходимо выявить цели и мотивацию учащихся с нарушениями слуха в изучении английского языка, чтобы определить уровень их знаний для последующего обучения. Также важно определить содержание учебного курса, методы обучения и разработать систему упражнений для обучения английскому языку учащихся с нарушениями слуха в старшей школе и в высшем учебном заведении [6].При разработке методических рекомендаций для преподавателей коррекционных школ, где изучается английский язык, необходимо создавать дополнительные упражнения и задания для выполнения учащимися дома и в классе, чтобы соответствовать Государственному образовательному стандарту общего образования [14].Однако ситуация осложнена в контексте текущих политических событий в стране. В результате пандемии COVID-19 (2019 год) и начала Специальной военной операции (2022 год), возможности для зарубежных путешествий значительно ограничены по сравнению с периодом до 2020 года. Эти факторы привели к сокращению использования английского языка в повседневной жизни и существенному снижению мотивации к его изучению.Эти два события оказали существенное влияние на снижение мотивации к изучению английского языка по нескольким причинам. Во-первых, ограничения на зарубежные поездки и обмен культурным опытом уменьшили стимул к овладению английским языком, который традиционно считается ключевым для международного общения. Во-вторых, геополитические события привели к усилению внутриполитического напряжения, что, в свою очередь, повлияло на формирование отрицательного отношения к англоязычной культуре и языку. Эти факторы в совокупности создали неопределенность относительно будущих возможностей и побудили к переоценке приоритетов в области образования и культурного развития.Перейдем к анализу результатов опроса среди школьников и студентов с нарушениями слуха и без нарушений слуха. Это позволит установить возможные различия в мотивации к изучению английского языка в контексте ограничений на зарубежные поездки и усиления внутриполитического напряжения, а также изменения предпочтений в изучении иностранных языков, включая растущий интерес к китайскому языку в связи с его увеличивающейся востребованностью. Анализ данных предоставит более глубокое понимание влияния указанных факторов на студентов с разными потребностями и поможет выявить особенности их отношения к изучению языка в текущей обстановке.В рамках проведённого исследования был осуществлён опрос среди учащихся общеобразовательных учреждений и студентов вузов, не имеющих нарушений слуха, с целью определения их мотивации в изучении английского языка. Результаты опроса показали, что мотивация школьников не изменилась за последние пять лет. Однако при более детальном анализе было установлено, что учащиеся и их педагоги не испытывают влияния последствий пандемии и сложной геополитической обстановки, поскольку не рассматривают вакансии на рынке труда.Рисунок 1. Мотивация среди школьников. Вопрос: мой интерес к английскому языку угас за последние 2-4 года.Студенты и их преподаватели признали наличие проблем с мотивацией, возникших за последние годы, поскольку у первых попытки трудоустройства в качестве учителей английского языка не увенчались успехом. Уровень интереса студентов к предмету снижается, что вызывает сомнения у преподавателей в целесообразности обучения английскому языку.Рисунок 2. Мотивация среди студентов. Вопрос: мой интереск английскому языку угас за последние 2-4 года.В ходе исследования было принято решение сфокусироваться на студентах с нарушениями слуха с целью оценки их мотивации в изучении английского языка. Было отмечено, что школьники не могут предоставить объективную информацию о рынке труда, поскольку они не рассматривают вакансии и не имеют представления о текущем положении английского языка в стране. Результаты опроса студентов с нарушениями слуха схожи с результатами опроса студентов без нарушений, однако степень снижения мотивации у первых оказалась выше. Это связано с тем, что английский язык для данной группы студентов дается тяжелее, что приводит к снижению мотивации к изучению языка.Рисунок 3. Мотивация среди студентов с нарушениями слуха.Вопрос: мой интерес к английскому языку угас за последние 2-4 года.Для обеспечения справедливости и объективности исследования были опрошены 20 школьников, 20 студентов без нарушений слуха и 20 студентов с нарушениями слуха. Это позволило получить репрезентативные данные, отражающие средние показатели среди 20 респондентов из каждой группы.Для получения дополнительной информации были проведены опросы среди учителей школ и преподавателей высших учебных заведений. В каждой категории приняли участие по 5 человек. Результаты опроса учителей схожи с результатами опроса школьников, поскольку последние не сталкиваются с проблемами трудоустройства и не испытывают недостатка в вакансиях, требующих знания английского языка. В свою очередь, преподаватели высших учебных заведений отметили значительное снижение интереса студентов к предмету за последние четыре года. Среди преподавателей включены 3 человека, работающие со студентами с нарушениями слуха.Рисунок 4. Мотивация среди студентов с точки зрения преподавателей.Вопрос: мотивация учащихся в изучении английского языка за последние 5 лет значительно снизилась.В ходе дополнительного исследования, проведенного методом интервьюирования студентов и преподавателей, была выявлена причина снижения мотивации к изучению английского языка. Участники опроса отметили, что в настоящее время китайский язык постепенно вытесняет английский язык на мировой арене, что приводит к снижению потребности в специалистах со знанием английского языка. Это, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию студентов, работающих в школах и в качестве репетиторов. Такое положение дел отражается на настроении студентов на занятиях английского языка в высших учебных заведениях, что вызывает сомнения у преподавателей в актуальности своего предмета.В ходе исследования было установлено, что 75% респондентов с нарушениями слуха выразили желание увеличить количество практических занятий по английскому языку, включая обсуждение интересных фильмов и проведение дебатов. Респонденты заявили, что именно увеличение разговорной практики повлияет положительно на их мотивацию, поскольку это позволит им улучшить навыки общения на английском языке и повысить уверенность в своих способностях.Обучение лиц с нарушениями слуха иностранному языку представляет собой сложную задачу, требующую разработки специфических методов обучения. Данная группа учащихся имеет иной опыт освоения родного языка и формирования языковых обобщений, что определяет необходимость создания специализированных методик [1]. Овладение речью при нарушении слуха, который является ведущим анализатором в этом процессе, возможно только через использование других анализаторов, таких как зрение и речедвигательный анализатор. Чтение с губ является основным каналом восприятия устной речи глухими, но оно недостаточно для полного понимания речи. Важную роль играют также речевые кинестезии и внутреннее проговаривание, которое позволяет идентифицировать слово [2].Нами была разработана система упражнений для аудиторного и домашнего изучения материала, а также для отработки и закрепления лексического материала. Для отработки грамматического материала были составлены наглядные пособия и таблицы. Для лучшего восприятия на слух в классе работают с "экраном", который закрывает лицо говорящего, что заставляет ученика учиться слушать речь и воспринимать ее на слух, а не "читать с лица" учителя.Используя наши разработки, мы можем предложить методические рекомендации для повышения уровня мотивации на уроках английского языка, основываясь на пожеланиях студентов с нарушениями слуха, так как они демонстрируют хорошее владение лексико-грамматическим материалом, успешно понимают и воспроизводят информацию из англоязычных текстов, связанных с их областью специализации [13]. Они способны осознанно интерпретировать произнесенные им фразы, содержащие известную лексику. Устная речь студентов на английском языке легко воспринимается и имеет приближенную англоязычную интонацию [4]. Соответственно, мы можем приблизиться к общим методическим требованиям к изучению английского языка и не фокусироваться на наглядности, которую обычно требуют учащиеся с нарушением слуха.Для студентов с нарушениями слуха, желающих улучшить свои разговорные навыки на английском языке через обсуждение фильмов и участие в дебатах, мы можем предложить ряд методических рекомендаций, способствующих эффективному обучению.Сперва важно подчеркнуть значение использования визуальных элементов в процессе обучения. Для обсуждения фильмов можно использовать видео с субтитрами на английском языке. Это облегчит понимание речи для студентов с нарушениями слуха, позволяя им лучше улавливать диалоги и основные идеи, передающиеся через речь. Такой метод поможет расширить словарный запас и улучшить аудирование.Для обсуждения контента фильмов и проведения дебатов предлагается подготовить студентов заранее. Перед просмотром фильма необходимо предложить им изучить основную тему и ключевые моменты, чтобы облегчить последующее обсуждение. Также рекомендуется выделить список важных вопросов для обсуждения, чтобы студенты могли сосредоточиться на ключевых аспектах контента [12].Организация групповых обсуждений после просмотра фильма также является важным шагом. Это позволит студентам обсудить фильм, выразить свои мысли и мнения на английском языке, а также потренировать навыки высказывания и аргументации своей позиции.Для участия в дебатах студентам рекомендуется подготовить аргументы заранее, изучив структуру дебатов на английском языке. Предложите им роли для обсуждения определенных тем, а также обратите внимание на использование ключевых фраз и выражений, типичных для дебатов. Важно, чтобы учитель тщательно следил за проведением дебатов, обеспечивая каждому участнику определенное время на выступление, при этом никто из участников не должен никого перебивать. Это способствует уважению к мнению каждого и поддерживает учебный процесс в построенном формате. Учитель должен также обеспечить, чтобы все участники внимательно слушали друг друга, а затем имели возможность задать вопросы для углубленного обсуждения представленных аргументов. Этот подход не только развивает навыки аргументации и выстраивания логичных аргументов, но и способствует развитию умения внимательно слушать других и активно участвовать в диалоге.Важно поддерживать стимулирующую атмосферу обучения, поощрять студентов к активному участию и постоянно повышать уровень их уверенности в общении на английском языке. Необходимо поощрять студентов задавать вопросы, высказывать свое мнение и активно участвовать в различных дискуссиях, что способствует их общему языковому развитию [11].Предложив данную рекомендацию респондентам, мы получили одобрение с их стороны.Общие выводы о продвижении студентов в освоении материала ежегодного курса подкреплены результатами контрольных испытаний и экзаменов. Студенты с проблемами слуха показали уверенное владение языковыми структурами, продемонстрировали навыки осознанного чтения, успешно переводили средне сложные тексты на английском языке по своей специальности и способны эффективно воспринимать устные высказывания, содержащие знакомую лексику [5]. Их устная речь на английском понятна и естественно звучит. В условиях современной политической обстановки, когда международное сотрудничество становится всё более сложным и многогранным, владение английским языком приобретает особую значимость. Для людей с нарушениями слуха изучение английского языка может стать дополнительным вызовом, требующим особого подхода и мотивации [7].Однако, несмотря на все трудности, результаты обучения подтверждают его перспективность и важность для студентов с особыми образовательными потребностями. Внедрение предложенных методических рекомендаций в образовательный процесс позволит повысить эффективность обучения английскому языку и обеспечить более высокий уровень подготовки студентов с нарушениями слуха к участию в международной коммуникации. Это особенно важно в контексте современной политической ситуации, где владение иностранными языками становится ключевым навыком для успешной интеграции в общество и профессиональной реализации.Предполагается, что данное предложение позволит повысить уровень мотивации и заинтересованности студентов к изучению английского языка.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Ванюгина А.И., Ковинева М.В. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ВЫЗОВЫ МОТИВАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 748 - 763. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23670 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*