'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 99

Просмотры  166 просмотров

Заводова В.М., Лещенко С.Г.

  


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье мы рассмотрим причины дисграфии школьников начальных классов и приемы коррекции нарушений письменной речи.   

Ключевые слова:
дисграфия, коррекция, нарушение, письменная речь, игровая деятельность, профилактика, связная речь, грамматический строй, диагностика   


Введение. Дисграфия — это специфическое нарушение письменной речи, которое проявляется в виде систематических ошибок при написании слов. У младших школьников дисграфия может проявляться в неправильном написании букв, пропусках, перестановках и заменах звуков, а также в трудностях при копировании текста. Это состояние может существенно затруднять процесс обучения и негативно сказываться на самооценке ребенка.Фонематические процессы — это когнитивные операции, связанные с восприятием и обработкой звуковой информации. Они включают в себя фонематическое восприятие, анализ и синтез звуков. Эти процессы являются основой для формирования навыков чтения и письма. Без развитого фонематического восприятия ребенку сложно правильно воспринимать и воспроизводить звуки, что напрямую влияет на его способность писать грамотно.Изучение развития фонематических процессов у детей с дисграфией является важной задачей, поскольку понимание этих процессов может помочь в создании эффективных методов коррекции. Важно как можно раньше приступить к коррекции дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения родного языка и всей школьной программы в целом. Кроме того, письмо играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Исследования в области дисграфии помогают своевременно обнаружить и преодолеть расстройства письменной речи, что важно для успешного обучения и развития детей. Изложение основного материала статьи. Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и 161 грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. О том, что у ребенка имеются проблемы с письмом учителя и родителя узнают при занятиях обучению грамоте, как правило это происходит в начальной школе.Ведущие отечественный логопеды дают разное определение понятию «дисграфия». Так Р.И Лалаева [4] обозначает дисграфию как частичное нарушение процесса письма проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных не сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. А И. Н. Садовникова [5] определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Исследования показывают, что у детей с дисграфией наблюдаются значительные нарушения в фонематическом восприятии. Это может проявляться в следующих аспектах:Неспособность различать схожие по звучанию звуки (например, [б] и [п]).Трудности в делении слов на слоги и звуки.Ошибки при написании слов, вызванные неправильным восприятием их фонетической структуры.Дети - «дисграфики» не имеют проблем со слухом, хотя многие родители могут заподозрить именно это, при этом они просто не могут воспринимать фонемы правильно на слух и путают многие звуки.Исследования таких нарушений письменной речи детей показывают, что это связано с разного рода поражениями височной доли головного мозга.На современном этапе существует достаточное количество результативных методов и приемов коррекции дисграфии у младших школьников.Перед тем, как начать коррекцию дисграфии, школьному логопеду необходимо провести обследование ребенка для выявления уровня нарушения. Диагностика дисграфии включает в себя разного рода диктанты, обследование уровня связной речи посредством бесед и конечно же педагогического наблюдения.Коррекцию дисграфии условно можно разделить на 4 этапа:1. Диагностика уровня нарушения. Наблюдение, беседы, диктанты. Полученные результаты фиксируются в специальную карту.2. Подготовительный этап. На данном этапе педагог и логопед уделяют внимание развитию мелкой моторики, мышлению и другим психологическим процессам.3. Непосредственно коррекции. Работа проводится по трем направлениям: грамматический строй речи, связная речь, фонетика.4. Итоговая диагностика. Проводится для оценки уровня нарушения после коррекционных мероприятий, родителям даются рекомендации для закрепления результатов.Для эффективной коррекции фонематических процессов у младших школьников с дисграфией можно использовать следующие методы:1. Игровые методики:- «Угадай звук». Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребёнок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нём звук.- «Собери слово». Подготавливают карточки с изображениями предметов и карточки с отдельными звуками (например, для слова «кит» — [к], [и], [т]). Дети по очереди выбирают звуки и собирают из них слово. Можно использовать таймер для создания элемента соревнования.- «Найди звук». Раскладывают карточки с изображениями перед детьми и просят их найти и назвать все слова, начинающиеся на заданный звук (например, «К»).- «Сравнение звуков». Используют карточки с парами слов (например, «кот» и «собака») и просят ребёнка определить, какие звуки в словах совпадают, а какие различаются.- «Звуковая эстафета». Взрослый называет звук, а дети должны быстро найти и принести карточку с изображением объекта, начинающегося на этот звук.- «Звуковые пары». Читают слова вслух, которые различаются только одним звуком (например, «уточка» и «удочка») и просят ребёнка определить, чем они отличаются.2. Упражнения на анализ и синтез:- Задания на деление слов на звуки и слоги.- Упражнения на составление слов из отдельных звуков (например, предложить ребенку собрать слово из звуков [м], [а], [л]).3. Работа с логопедом:- Индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию фонематических нарушений.- Использование специализированных программ и методик для работы с детьми с дисграфией.4. Интеграция фонематических упражнений в учебный процесс:- Включение фонематических заданий в уроки русского языка и литературы.- Применение технологий активного обучения, таких как групповая работа и проектная деятельность.Развитие фонематических процессов у младших школьников с дисграфией является важной задачей, требующей комплексного подхода. Эффективная коррекция фонематических нарушений может значительно улучшить навыки письма и чтения у детей с дисграфией. Для коррекции дисграфии младших школьников существует целый ряд способов и приемов, которые можно применять как самостоятельно, так и в ходе урока русского языка. Большое место занимают игровые упражнения, закрепляющие дифференциацию оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Следует особое внимание уделять работе по формированию фонематического анализа и синтеза слов, что позволяет ученику быстрее определять «сомнительные» звуки. Проблемы переработки слуховой информации включают в себя не только недостаточное развитие фонематического слуха, но и бедность пассивного словаря, снижение слухоречевой памяти, нарушение лексико-грамматического строя речи. Поэтому важное место при коррекции дисграфии имеет словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами. Однако стоит учесть, что данный прием осуществляется только в комплексе с другими методами и в ходе тесного взаимодействия специалистов школы с родителями учеников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Заводова В.М., Лещенко С.Г. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 795 - 801. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23675 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23675



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.