'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 101

Просмотры  114 просмотров

Колмакова А.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается актуальная проблема организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современной общеобразовательной школы. Обосновывается значимость тьюторской поддержки для успешной инклюзии и индивидуализации образовательного процесса учащихся данной категории. Анализируются существующие противоречия между декларируемой необходимостью и реальной практикой внедрения тьюторства. Обозначены перспективы дальнейших исследований в данном направлении.   

Ключевые слова:
тьютор, сопровождение, дети, ОВЗ, инклюзивное образование   


Современный этап развития российского образования характеризуется активным внедрением принципов инклюзии, что предполагает создание условий для совместного обучения детей с различными образовательными потребностями, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ закрепляет право каждого ребенка на образование и обязывает образовательные организации создавать специальные условия для обучения лиц с ОВЗ [1]. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема качественного психолого-педагогического сопровождения таких учащихся, одним из ключевых инструментов которого выступает тьюторство.Тьюторское сопровождение призвано обеспечить индивидуализацию образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, помочь ему адаптироваться к условиям общеобразовательной школы, развить учебную самостоятельность, коммуникативные навыки и успешно социализироваться. Перспективы развития тьюторства в инклюзивном образовании связаны с возможностью реального воплощения личностно-ориентированного подхода, созданием поддерживающей образовательной среды и повышением качества образования для всех категорий обучающихся.Однако, несмотря на признание значимости тьюторской деятельности, ее повсеместное и эффективное внедрение в практику общеобразовательных школ сталкивается с рядом существенных проблем. К ним относятся недостаточная нормативно-правовая проработанность статуса и функционала тьютора, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие единых подходов к организации и оценке эффективности тьюторского сопровождения, а также недостаточная готовность педагогических коллективов и образовательной среды в целом к реализации инклюзивных практик с участием тьюторов.Целью данной статьи является анализ существующих проблем и определение перспективных направлений развития тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе базируется на совокупности теоретико-методологических подходов, определяющих его сущность, содержание и организационные формы. Ключевыми из них являются:Личностно-ориентированный подход. Этот подход ставит в центр образовательного процесса личность ребенка с его уникальными особенностями, потребностями, интересами и возможностями. Тьютор, реализуя данный подход, выстраивает свою деятельность исходя из актуального уровня развития ребенка с ОВЗ, его «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский), ориентируясь на максимальное раскрытие его потенциала. Сопровождение в этом контексте направлено на поддержку самоопределения, самореализации и формирование субъектной позиции обучающегося [4, с. 56]. Для ребенка с ОВЗ это означает признание его права на собственный темп освоения программы, выбор доступных форм деятельности и способов предъявления результатов.Деятельностный подход. В рамках этого подхода развитие личности происходит в процессе активной деятельности. Тьютор организует и сопровождает различные виды деятельности ребенка с ОВЗ (учебную, игровую, коммуникативную, проектную), способствуя освоению им новых знаний, умений, навыков и способов взаимодействия с миром. Особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой умения учиться. Тьютор помогает ребенку ставить цели, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и рефлексию, что особенно важно для детей с ОВЗ, часто испытывающих трудности в самоорганизации [5, с. 78].Средовой подход предполагает создание в образовательной организации адаптивной и развивающей образовательной среды, способствующей успешной интеграции и обучению детей с ОВЗ. Тьютор выступает навигатором в этой среде, помогая ребенку осваивать ее ресурсы (материально-технические, информационные, кадровые, социальные) и адаптироваться к ее требованиям. Он также участвует в проектировании и модификации среды с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка (например, организация рабочего места, подбор специальных учебных материалов, адаптация инструкций) [4, с. 150].Компетентностный подход. Ориентирует тьюторское сопровождение на формирование у детей с ОВЗ ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Это не только предметные знания, но и метапредметные (например, умение решать проблемы, критически мыслить, работать с информацией) и личностные (ответственность, инициативность, коммуникабельность) компетенции. Тьютор помогает ребенку осознать значимость этих компетенций и найти пути их освоения через участие в различных образовательных практиках.Реализация этих подходов в практике тьюторского сопровождения предполагает выполнение тьютором определенных функций, таких как диагностическая, которая заключается в определении индивидуальных особенностей ребенка, его образовательных потребностей, интересов, сильных и слабых сторон. Проектировочная функция заключается в разработке и коррекции индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Так же тьютор координирует взаимодействия между ребенком, его семьей, учителями, специалистами службы сопровождения (психолог, логопед, дефектолог) и администрацией школы. Помощь в организации учебной деятельности и внеурочных активностей.Мотивационно-стимулирующая функция раскрывается в поддержке учебной мотивации, создание ситуации успеха, развитие интереса к познанию.Важной функцией тьютора выделяется рефлексивно-аналитическая: анализ динамики развития ребенка, эффективности реализуемых мер сопровождения, внесение необходимых корректив в ИОМ и собственную деятельность.Содержание тьюторского сопровождения определяется индивидуальными потребностями ребенка с ОВЗ и может включать помощь в адаптации к школьным требованиям, организации учебного процесса (планирование времени, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольным работам), освоении учебного материала (разъяснение трудных тем, помощь в поиске информации), развитии коммуникативных навыков и социальных компетенций, преодолении поведенческих трудностей [6, с. 88].Эффективная организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует создания комплекса взаимосвязанных условий, охватывающих различные аспекты деятельности образовательной организации. Разработка и утверждение на федеральном и региональном уровнях четких нормативных документов, регламентирующих статус, права, обязанности и квалификационные требования к тьютору, работающему с детьми с ОВЗ. Разработка локальных актов школы (положение о тьюторской службе/сопровождении, должностная инструкция тьютора), конкретизирующих его деятельность в условиях данной образовательной организации. Обеспечение механизмов финансирования тьюторского сопровождения, включая оплату труда тьюторов и расходы на создание необходимых условий. Создание системы методической поддержки и непрерывного профессионального развития тьюторов на базе школы, муниципальных и региональных методических центров (семинары, мастер-классы, супервизии, обмен опытом). Разработка научно-обоснованных моделей, технологий и методик тьюторского сопровождения детей с различными видами нарушений (РАС, ЗПР, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата и др.) в условиях инклюзивного образования.Одним из условий выделяется и формирование в школе службы (или команды) психолого-педагогического сопровождения, включающей тьюторов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, и обеспечение их эффективного взаимодействия. Четкое распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. Создание системы мониторинга и оценки эффективности тьюторского сопровождения, основанной на конкретных критериях и показателях.Особое внимание важно уделять формированию инклюзивной культуры и взаимодействие с родителями. Проведение просветительской работы среди всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) с целью формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и понимания роли тьюторского сопровождения. Активное вовлечение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в процесс сопровождения как равноправных партнеров, организация для них консультаций, семинаров, тренингов.Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в школьном коллективе. Только комплексная реализация этих условий позволит преодолеть существующие проблемы и обеспечить качественное тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, способствуя их успешному обучению, развитию и социализации в общеобразовательной школе.Несмотря на определенные достижения в теории и практике тьюторского сопровождения, существует ряд актуальных направлений, требующих дальнейшего углубленного исследования применительно к сопровождению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Необходимо исследовать и научно обосновать различные модели тьюторского сопровождения, учитывающие специфику образовательных потребностей детей с разными типами нарушений (например, для детей с РАС, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальными нарушениями, с комплексными нарушениями). Требуется разработка и апробация критериев и показателей эффективности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ. Необходимо изучить влияние тьюторства на академическую успеваемость, развитие универсальных учебных действий, социально-коммуникативных навыков, уровень адаптации и самостоятельности обучающихся. Важны лонгитюдные исследования, отслеживающие отдаленные результаты сопровождения.Перспективным является исследование возможностей применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых образовательных ресурсов в деятельности тьютора (например, для диагностики, планирования, коммуникации, предоставления адаптированных материалов, развития самостоятельности ребенка с ОВЗ). Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым компонентом качественного инклюзивного образования в современной общеобразовательной школе. Оно направлено на создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития и социализации каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Анализ текущей ситуации показывает, что, несмотря на растущее понимание значимости тьюторства, его практическая реализация сопряжена с рядом серьезных проблем, включая нормативно-правовую неопределенность, дефицит квалифицированных кадров, недостаточную методическую обеспеченность и организационные трудности.Таким образом, организация эффективного тьюторского сопровождения детей с ОВЗ – это сложная, многоаспектная задача, требующая системного подхода и консолидации усилий государства, научного сообщества, образовательных организаций и родительской общественности. Успешное решение этой задачи позволит обеспечить реальное равенство образовательных возможностей для всех детей и будет способствовать построению подлинно инклюзивного общества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Колмакова А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 815 - 822. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23677 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23677



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.