'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 103

Просмотры  106 просмотров

Кузьмина А.В.

  


ИЗУЧЕНИЕ ОКОЛОВОДНЫХ РАСТЕНИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается важность краснокнижных растений как ключевого элемента экосистем, их роль в поддержании биологического разнообразия и экологического равновесия. Изучение этих растений не только обогащает научные знания, но и способствует устойчивому развитию проектной деятельности в области экологии, биологии у школьников. Статья предлагает аналитический обзор методов исследования околоводных растений, включает примеры успешных проектов, ориентированных на сохранение и восстановление прибрежной растительности. Особое внимание уделяется взаимодействию с местными сообществами и возможностям внедрения полученных данных в образовательные программы.   

Ключевые слова:
околоводные растения, проект, краснокнижные растения   


Алтайский край — это уникальный регион России, насыщенный разнообразием флоры и фауны. Одной из особых групп растительного мира являются краснокнижные растения, находящиеся под угрозой исчезновения и требующие внимания и охраны. Для того, чтобы сохранять, то что ещё осталось необходимо понимание как это сделать. И в этом поможет, для начала исследования проблемы. Исследование этих растений со школьниками имеет большое значение не только для формирования экологического сознания, но и для активного участия молодежи в сохранении природы [2, 3].Актуальность изучения краснокнижных растений Алтайского края в проектной деятельности обучающихся обусловлена таким ключевым фактором: Изучение краснокнижных растений позволяет выявить угрозы для их существования и разработать меры по их охране, что способствует сохранению экосистемы региона. Чтобы начать исследование и интегрировать данную проектную деятельность для обучающихся школ, был выбран шестой класс в Верх-Обской школе Смоленского района, Алтайского края, для изучения краснокнижных растений. Данная деятельность способствует повышению осведомленности населения о важности сохранения редких видов растений и их роли в экосистеме. Сбор и анализ данных о краснокнижных растениях помогают в разработке эффективных стратегий охраны и восстановления их популяций. Многие краснокнижные растения имеют культурное или эстетическое значение, что может помочь в развитии экотуризма и привлечении внимания к природным достопримечательностям Алтайского края. Изучение этих растений открывает возможности для научных исследований в области ботаники, экологии и охраны окружающей среды, что может привести к новым открытиям и улучшению понимания природных процессов [1, 6]. Мониторинг состояния краснокнижных растений позволяет отслеживать последствия изменений климата и других экологических факторов, что важно для адаптации к этим изменениям.Красная книга является важным инструментом в охране окружающей среды, так как она содержит список видов, которые нуждаются в особом внимании. На территории Алтайского края были зафиксированы несколько десятков таких растений, включая редкие виды, например, горечавка, ирис, снежноягодник. Изучение этих растений в школьной программе позволяет молодежи лучше понять важность сохранения биоразнообразия и экосистем.Для успешного изучения краснокнижных растений в проектной деятельности были выполнены следующие действия:В первую очередь произвести подготовительный этап:1. Определить цель проекта - изучение охраняемых растений региона,2. Подобрать необходимые справочные материалы,3. Изучить список растений, занесенных в Красную книгу Алтайского края.Основной этап исследования стали:1. Сбор максимально полной информации о данных растениях,2. Найти фотографии, картинки внешнего вида растения,3. Подготовить материалы, демонстрирующие естественную среду обитания.Составить перечень необходимых мер по охране данного вида растения [4].Практическая часть:1. Провести наблюдения в природе (с соблюдением техники безопасности),2. Зафиксировать результаты наблюдений,3. Собрать дополнительные материалы о растениях,4. Оформить собранные данные [5].Заключительный этап:1. Проанализировать полученные результаты,2. Сформулировать выводы,3. Подготовить отчет по проектам.Обсудить результаты с участниками проекта.Рекомендации, которые были предоставлены обучающимся:1. При работе в природе строго соблюдать правила поведения,2. Не повреждать растения и их среду обитания,3. При возможности использовать фото- и видеосъемку для документирования,4. Можно (при желании) составить общую интерактивную карту распространения изучаемых видов.Ожидаемые результаты:1. Глубокое изучение конкретного краснокнижного растения,2. Формирование навыков исследовательской работы,3. Развитие экологического мышления,4. Создание базы данных о редких растениях региона (при желании обучающихся),5. Разработка практических рекомендаций по охране изучаемого вида (при желании обучающихся).Такой подход позволит не только изучить конкретное растение, но и внести вклад в сохранение биоразнообразия региона.Занятия с учащимися включают в себя как теоретическую, так и практическую часть [4]. Мы с учителем биологии провели вводный урок, где школьники узнали о значении каждого из краснокнижных растений, о их экосистемных функциях и угрозах, с которыми они сталкиваются. После тщательного инструктажа: что можно делать в открытой местности, а что нельзя, последовали практические выходы в природу, на которых учащиеся смогли вживую наблюдать эти растения в естественной среде, способствуя формированию у них чувства ответственности за природу [3, 5].Изучение краснокнижных растений Алтайского края в рамках проектной деятельности со школьниками включает в себя разнообразные задачи, помогающие углубить знания о природе, экологии, а также развить исследовательские и проектные навыки.Вместе с учащимися мы решили сделать два проекта по изучению краснокнижных растений, то есть один класс поделили на две группы. В одной группе обучающиеся изучали в целом краснокнижные растения Алтайского края, а другая группа изучала значение краснокнижных растений в природе и собственно, как они влияют на экосистему.Мы вместе с обучающимися провели исследование краснокнижных растений, включая их описание, местообитание, условия роста, угрозы и меры защиты. Результаты они оформили в виде презентации, научного отчета.Дети делали фото образцов краснокнижных растений, которые вкладывались в буклет, где содержат информацию о каждом растении, его биологии и экологии, включая иллюстрации, интересные факты и советы по охране этих растений [5].Но перед всем этим был разработан и оформлен маршрут экологической тропы, по которым, собственно, и двигались, ища краснокнижные растения региона. Это включало в себя карты, фотографии и описание растений.Проекты были среднесрочными, длилось изучение растений два месяца: с начала сентября по конец октября.Первая группа с названием проекта: «Краснокнижные растения Алтайского края», сначала изучали местность, на которой, собственно, проживали, на наличие данных растений, а затем с помощью интернет-источников, изучали гербарии дабы сравнить образцы и составить список. Как только произвели подробный анализ местности, начали составлять правильно систематику растений, чтобы в дальнейшем выделить важное в итоговом отчете.Выбор пал на околоводные растения Алтайского края, так как обучающиеся решили узнать, какую роль они выполняют помимо других краснокнижных растений.В Алтайском крае есть несколько краснокнижных околоводных растений:Кувшинка белая (водяная лилия) - растет в прудах и медленно текущих речках. Особенно встречается в окрестностях Бийска, Сростков и Большеугренёво. Исчезает из-за загрязнения и высыхания водоемов, а также из-за сбора цветов.Кувшинка желтая (кубышка) - произрастает на мелководье, где легко доступна для сбора на букеты и заготовки лекарственных средств. Цветет с мая по август.Водяной орех - водное растение, находящееся под угрозой исчезновения.Кальдезия белозоролистная - редкое водное растение, требующее особой охраны.Все эти растения находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в защите. Основные факторы, приводящие к сокращению их численности: загрязнение водоемов, высыхание водных объектов, незаконный сбор растений, выкапывание для переноса на частные участки [1].Вторая группа с названием проекта: «Краснокнижные растения и их роль в экосистеме», проделывала такие же действия, как и первая, но с дальнейшим продолжением. Каждое растения они анализировали, какое значение несут для окружения, являются ли они кормовой базой для живых существ, домом или несут иное значение для экосистемы.И вот что они выяснили:Околоводные растения выполняют множество важных функций как для экосистемы водоемов, так и для человека. В первую очередь, это очистка воды. Происходит механическая фильтрация взвешенных частиц, так же краснокнижные растения устраняют органические эмульсий и нефтяных пленок. К тому же идет накопления минерального вещества или органических остатков на дне водоёмов и на поверхности суши. Благодаря растениям повышается прозрачность воды.Экологическое значение растений связано с созданием среды обитания для водных организмов. Служат убежищем для животных от хищников. Разумеется, являются кормовой базой для водоплавающих птиц. Формируют донные отложения, богатые органическими веществами. Влияют на газовый состав воды (кислород и углекислый газ). И это не полный список того, что в своем проекте данная группа изучила [2].Таким образом, околоводные растения являются важнейшим фактором, формирующим качество воды и поддерживающим экологическое равновесие водоемов.Подводя итоги организовали информационную кампанию в формате обзорного урока в школе, где учащиеся поделились своими знаниями о краснокнижных растениях, их защите и свои впечатления от проекта [4, 6].Дети провести исследование влияния человеческой деятельности на растения, занесенные в Красную книгу, и предложили меры по их защите.Данный проект помог школьникам не только получить знания о краснокнижных растениях, но и развить критическое мышление, командную работу и навыки проектной деятельности.Таким образом, реализация проектной деятельности в рамках изучения краснокнижных растений Алтайского края, позволила сформировать и развить важный шаг к формированию экологически ответственного поколения.Полученные результаты были анализированы и взяты во внимание к бережному обращению к растениям. Совместные усилия в области образования и охраны природы помогут значительно повлиять на сохранение уникального природного наследия региона. Вовлечение молодежи в такие проекты помогает не только сохранить биоразнообразие, но и воспитать любовь и уважение к окружающему миру.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кузьмина А.В. ИЗУЧЕНИЕ ОКОЛОВОДНЫХ РАСТЕНИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 829 - 836. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23679 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23679



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.