'
Меновщиков Д.А., Клименко О.Е.
ОБУЧЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ *
Аннотация:
в работе представлен процесс тренировочного занятия по волейболу сидя у ветеранов СВО с тяжелыми ранениями. Расставлены акценты на обучение технике.
Ключевые слова:
волейбол сидя, тренировочный процесс, ветераны СВО
В последние десятилетия адаптивный спорт приобретает всё большую значимость, предоставляя людям с ограниченными возможностями здоровья, включая ветеранов боевых действий с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), возможность участвовать в физической активности и спортивных мероприятиях. Волейбол сидя, как один из популярных видов адаптивного спорта, способствует не только физическому развитию, но и социальной интеграции, психологическому благополучию и реабилитации участников. Актуальность темы обусловлена ростом числа ветеранов специальной военной операции (СВО) с нарушениями ОДА, а также недостаточной разработкой специализированных методик обучения технике волейбола сидя, учитывающих их уникальные потребности. Исследование направлено на восполнение этого пробела через разработку проекта «Волей Победы», символизирующего силу духа и единство ветеранов. [1, 6]Цель работы — теоретическое обоснование и разработка технологии обучения техническим приёмам волейбола сидя в сочетании с развитием физических способностей ветеранов СВО.Объект исследования - процесс адаптивной физкультурно-спортивной деятельности, предмет - методические особенности обучения технике волейбола сидя.Гипотеза предполагает, что совершенствование технологий обучения повысит спортивное мастерство, физическую реабилитацию и социальную адаптацию ветеранов.Основная часть.Анализ существующих методик обучения волейболу сидя выявил, что этот вид спорта, адаптированный для людей с ограничениями ОДА, включает модифицированные правила (уменьшенная площадка, сидячая позиция) и способствует физическому развитию и социальной интеграции.Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры основано на высоком уровне развития двигательных способностей волейболистов. Стремительное развитие волейбола сидя, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок в тренировочном и соревновательном процессе волейболистов-паралимпийцев, диктует необходимость поиска новых форм, средств и методов организации учебно-тренировочного процесса. В связи с этим, проблема разработки современного учебно-методического и программного сопровождения учебно-тренировочного процесса при подготовке паралимпийцев- волейболистов остро стоит на повестке дня.Традиционные методики, основанные на классических принципах волейбола, требуют адаптации под специфические нужды ветеранов, особенно с учётом их боевых травм и ПТСР. Программы, такие как «Спорт для всех», демонстрируют эффективность через регулярные тренировки и турниры, улучшая физическую активность и уверенность участников. Комбинирование индивидуальных и групповых подходов оптимизирует обучение, учитывая физические ограничения и психологические аспекты. [3, 4, 6, 7]Рекомендации по организации тренировочного процесса подчёркивают важность индивидуального подхода, включающего оценку состояния здоровья и разработку персонализированных программ. Адаптация методик для волейбола сидя включает модификацию техник (например, упрощённые подачи), использование специализированного оборудования (лёгкие мячи, адаптированные сетки) и альтернативные упражнения (с эспандерами). Психологическая поддержка через положительные примеры, реалистичные цели и групповую работу усиливает мотивацию и формирует командный дух. Структура тренировок (разминка, основная часть, заминка) с частотой 2 – 3 раза в неделю по 60 – 90 минут, а также элементы соревнований, повышают вовлечённость. Мониторинг прогресса через тестирование и обратную связь позволяет корректировать программы и улучшать качество жизни ветеранов. [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]Результаты исследования, проведённого с февраля по март 2025 года на базе ЗабГУ, показали, что уровень технической подготовки ветеранов (10 участников) ниже среднего, особенно в передачах и приёмах мяча. Физические качества (ловкость, скоростно-силовые способности) также варьируются, с выше среднего показателями в тестах на гибкость и перемещение, но ниже среднего в координации и силе. Проект «Волей Победы» предлагает технологию обучения, сочетающую отработку технических приёмов (подачи, удары) с развитием физических качеств, что подтверждено педагогическим экспериментом.Выводы.Исследование подтвердило гипотезу о необходимости разработки специализированных технологий обучения волейбола сидя для ветеранов СВО с поражением ОДА. Адаптивные занятия улучшают физическое состояние, психологическую устойчивость и социальную адаптацию, однако требуют индивидуального подхода и психоэмоциональной поддержки. Проект «Волей Победы» предлагает эффективную модель, интегрирующую техническое обучение и физическую реабилитацию. Рекомендуется внедрение подобных программ в образовательные и реабилитационные учреждения, с акцентом на регулярный мониторинг и сотрудничество с психологами. Перспективы дальнейших исследований связаны с анализом долгосрочных эффектов и расширением методик.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Меновщиков Д.А., Клименко О.Е. ОБУЧЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 837 - 841. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23680 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*