'
Обухова Я.В.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ *
Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные аспекты развития критического мышления у учащихся на уроках истории с использованием цифровых образовательных платформ. В условиях информационного общества возрастает необходимость формирования у школьников умений анализировать, оценивать и аргументировать информацию. Представляет разработанный курс истории для 7 класса, реализуемый с помощью цифровой платформы «СберКласс», включающий интерактивные методы и современные инструменты, способствующие развитию ключевых компонентов критического мышления: анализ, оценка, аргументация, планирование решений и саморегуляция.
Ключевые слова:
критическое мышление, история, цифровая образовательная платформа, интерактивные методы
В условиях стремительного развития информационного общества возрастает объем доступной информации, но ее достоверность порой вызывает сомнения, что актуализирует проблему развития критического мышления у школьников. Это компетенция позволяет не только анализировать и оценивать информацию, но и принимать обоснованные решения в разных жизненных ситуациях.В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования (ООО) [4] сформулированы требования к образовательным результатам, в которых включены компоненты критического мышления, в том числе грамотно работать с информацией, способность формулировать аргументы принимать независимые, продуманные решения и др.С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская определяют критическое мышление как открытое мышление, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [3]. В пособии «Развитие мягких навыков на платформе «СберКласс» от «СберОбразование» группа авторов Е. Высоцкая, А. Турчин, Д. Ермаков выделяют следующее определение критического мышления: «Это способность к анализу явлений и событий, объективному <…> взгляду на идеи, ценности и поступки для получения логически обоснованных выводов, достоверных оценок, определение сильных и слабых сторон, ошибок и достижений, сомнение, проверка <…> и установление достоверности чужих суждений и интерпретаций, различение фактов, мнений и предположений, отделение важного от второстепенного… [1].Компонентами критического мышления выступают [1]:- постановка вопросов (вопросы используются как исследовательский инструмент),- независимость оценок и аргументации (формирование гипотезы об истинности собственных суждений и суждений других, аргументация собственной точки зрения),- экспертиза информации (ученик отбирает и принимает адекватные методы исследования, оценивает достоверность информации, владеет инструментами оценки качества и достоверности полученных результатов).Эти компоненты взаимосвязаны и развиваются в процессе систематической работы с информацией, особенно при работе с историческими источниками, где важно не только знать события, но и понимать их причины, последствия и связь с современностью.Одной из продуктивных площадок для формирования критического мышления у обучающихся. Как учебный предмет история предлагает материал для анализа, сравнения, оценки и рефлексии.На уроках истории учащиеся учатся:- работать с различными типами источников (архивные документы, летописи, художественные произведения),- сравнивать точки зрения специалистов,- выявлять прямые и косвенные причины событий,- оценивать последствия решений и поступки исторических деятелей,- формулировать собственную точку зрения, подкрепленную фактами.Широкие возможности для обучения истории с включением элементов развития критического мышления предоставляют цифровые образовательные платформы, такие как «СберКласс», «УчиРу», «ЯКласс». Они позволяют реализовать индивидуализацию обучения (возможность адаптировать задания под уровень подготовки каждого ученика), использовать мультимедийные материалы (видео, аудио, графики и таблицы для наглядности), интерактивные задания, обратная связь в реальном времени (автоматизированная система проверки заданий). Цифровые инструменты делают процесс обучения более гибким, интересным и результативным, а также обеспечивают условия для постоянного развития критического мышления.Современные образовательные технологии предоставляют широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся, развития критического мышления и повышения их вовлеченности в учебный процесс.Нами был разработан курс истории для 7 класса, ориентированный на развитие критического мышления учащихся с использованием цифровой платформы «СберКласс». Цель курса – создать условия для формирования у школьников навыков анализа исторической информации, оценки источников и формулирования собственной точки зрения. Учитель может адаптировать задание и цифровую технологию под особенности класса.Курс построен на активных и интерактивных методах обучения, включающих:- цифровые сервисы (ленты времени, интерактивные карты, электронные доски),- творческие задания (мемы, облака слов, сторис),- аналитические инструменты (фишбоун, интеллект-карты, круги Эйлера).Таблица 1. Структура и содержание курса (включает историю России XVI–XVII вв.: от Ивана Грозного до первых Романовых).Для оценки эффективности разработанного курса в развитии критического мышления обучающихся использовалась методика Ю.Ф. Гущина и И.И. Ильясова «Оценка уровня развития критического мышления учащихся» [2]. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся 7 классов на базе ГБОУ Школа № 1694 «Ясенево» имени П.М. Фитина г. Москвы: контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе в процесс обучения была включена работа на цифровой платформе, в контрольной группе такая работа не осуществлялась.Диагностика проводилась дважды: до начала эксперимента и после его завершения. Были выделены следующие уровни развития критического мышления:- высокий уровень: учащийся свободно анализирует информацию, умеет выделять суть, аргументировать свою позицию, видеть логические ошибки,- средний уровень: учащийся может выполнять простые аналитические операции, но испытывает затруднения в оценке сложных источников,- низкий уровень: учащийся воспринимает информацию поверхностно, не умеет выделять главное, не задает вопросов.Результаты показали значительный рост (в среднем на 20%) уровня критического мышления у учащихся экспериментальной группы. Также повысился интерес к предмету и мотивация к самостоятельной работе.Таким образом, развитие критического мышления у учащихся 7 класса на уроках истории с использованием цифровых платформ – актуальная и перспективная задача современного образования. Внедрение разработанной модели формирования критического мышления в учебный процесс имеет потенциал повысить эффективность обучения истории. При этом сформированные у школьников компетенции не только способствуют успешной адаптации в современном информационном обществе, но также обогащают их интеллектуальный потенциал. Это позволяет не только эффективно применять полученные знания в реальной жизни, но и критически оценивать информацию, с которой им приходится сталкиваться.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Обухова Я.В. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 849 - 855. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23682 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*