'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 107

Просмотры  143 просмотров

Рудникова А.И.

  


ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются современные подходы к логопедической практике, направленные на коррекцию дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. Подчеркивается важность учета индивидуальных особенностей детей. Статья подчеркивает значимость раннего вмешательства и комплексного подхода в коррекции нарушений письма.   

Ключевые слова:
образование, дисграфия, механизмы, методы, личность, развитие, воспитание, общество   


Современные подходы к логопедической практике разнообразны и направлены на эффективное преодоление трудностей с письмом у учащихся. В работе логопеда с детьми, испытывающими проблемы с письмом, учитываются различные аспекты, такие как механизмы дисграфии, ее симптомы и структура. Исследования таких ученых, как Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и А.В. Ястребова, способствуют разработке эффективных методов коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.Исследователи отмечают, что коррекция письменных ошибок часто осуществляется без учета основного механизма нарушения, поскольку дисграфия обычно рассматривается как языковая проблема, а не как симптоматическое явление. Методы логопедической работы в основном сосредоточены на коррекции устной речи, что создает разрыв между теорией и практикой логопедии. Не все случаи дисграфии связаны с нарушениями устной речи, у детей с дислексией или дисграфией могут отсутствовать проблемы с устной речью, хотя они могут быть причиной трудностей с письмом [4].Исследователи Т.В. Ахутина, А. Н. Корнев и другие изучали методы улучшения письменных навыков у детей в начальной школе. Для развития этой цели используются различные подходы [3].Г.Г. Мисаренко считает, что «для коррекции нарушений письма у обучающихся, необходимо сформировать у них двигательный стереотип, закрепить правильное положение рук при написании, снять сильное мышечное напряжение и развить чувство самоконтроля» [12].Его подход к коррекционной работе заключается в следующих этапах:- Переосмысление сочетания звуков и букв. Важно восстановить связь между звуками и буквами и активизировать графему.- Анализ буквы с точки зрения визуального пространства. Успех на этом этапе зависит от того, насколько развито у ребенка визуальное и пространственное восприятие.- Написание буквы.В общеобразовательных учреждениях младшие школьники имеют нарушения на письме, и Р.Е. Левина разработала принципы логокоррекционной работы для их преодоления [10]:1. Для эффективной коррекции дисграфии важно понимать, что типы нарушений письма различаются в зависимости от нарушенного механизма, согласно патогенетическому принципу. Основная задача заключается в улучшении психических процессов, ответственных за нормальное выполнение письменных операций, и их коррекции.2. Для успешной логокоррекции и улучшения навыков письма ключевым моментом является принцип учета зоны «ближайшего развития». Важно помнить о необходимости пошагового подхода для достижения результатов. Педагог имеет возможность предоставлять небольшую поддержку в процессе выполнения заданий.3. Принцип системного подхода. Для эффективного формирования письменного текста важно применять разнообразные подходы и техники, которые помогут решить возникающие проблемы. При выборе конкретной методики необходимо учитывать цель и задачи, а также контекст занятия в рамках коррекционной работы [2].4. Принцип деятельностного подхода. Речевая деятельность состоит из множества процессов, при автоматизации которых формируется цельная структура данной деятельности. Важно придавать приоритет операционному компоненту речевой деятельности, так как письмо является сложной деятельностью [7].5. При работе с детьми школьного возраста, учитель - логопед должен следовать принципу последовательного развития умственных способностей. Для достижения успеха в исправлении письменных недочетов необходимо изменять подход к выполнению задач и разбивать их на этапы. Важно начинать с простых заданий и постепенно усложнять их, предоставляя детям более сложный материал по мере продвижения.Данные принципы относятся как к младших школьникам с общим недоразвитием речи, так и к младших школьникам с задержкой психического развития.Для успешной коррекции дисграфии у младших школьников важно улучшать языковые способности и устную речь. Специалисты, такие как Л.П. Савина, Н.А. Бастуй, Н.Н. Волоскова и С.Л. Андреева, подчеркивают необходимость своевременного начала логопедической работы для правильного формирования речевых функций и преодоления дисграфии [5].Коррекция нарушений письма требует применения различных методов, среди которых Л.С. Цветкова выделяет методы: метод звукобуквенного анализа, метод узнавания звуко-буквы, метод схемы слова, метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой, метод Эббингауза (слова с пропущенными буквами), метод исправления ошибок (зрительный) и структурный метод [13].У большинства младших школьников с задержкой психического развития присутствует недостаточный самоконтроль при письме, что приводит к неосознаванию ошибок как в процессе написания, так и во время проверки текста. Ошибки, вызванные низким уровнем самоконтроля, трудно отличить от дисграфических, за исключением случаев, когда они не постоянны и не повторяются. Повторное написание текста у детей с недостаточным самоконтролем отличается от оригинала по количеству, местоположению и характеру ошибок.Дети с задержкой психического развития имеющие дисграфию и низкий самоконтроль при письме представляют особую группу обучающихся, которые сталкиваются с трудностями в классификации ошибок в своих письменных работах. Учителю - логопеду приходится проводить длительное обследование и повторно проверять качество выполненных заданий для определения основных проблем в письменной деятельности. Такие дети требуют особого подхода к коррекции и обучению, что занимает много времени и усилий со стороны специалистов.Отрицательное воздействие на процесс коррекции дисграфии оказывает недостаточный контроль над собой во время написания, считает Е.А. Логвинова отмечает, что недостаточный самоконтроль негативно влияет на процесс коррекции дисграфии. Формирование самоконтроля при письме является важным направлением работы с учащимися, страдающими дисграфией. Прежде чем развивать самоконтроль, необходимо обеспечить овладение звукобуквенными символами и языковым анализом. Осознание ошибок также является важной задачей в коррекции письменной деятельности. Для успешного устранения дисграфии рекомендуется предварительная работа по уточнению представлений о языковых единицах и ориентировка на зрительный образ слова. [11].Для перехода ко второму этапу работы младшие школьники должны освоить навык проверки текста без карточек. После закрепления представлений о структуре слов и предложений можно приступать к проверке записей. Когда дети научатся проверять тексты самостоятельно, можно перейти к формированию контроля в процессе выполнения письменных работ, что станет третьим этапом обучения.Таким образом, традиционные направления логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития включают устранение недостатков и недоразвития устной речи, а также коррекцию нарушений познавательного развития.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Рудникова А.И. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 856 - 862. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23683 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23683



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.