'
Самедов К.Э.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ *
Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы семейного воспитания подростков. Отмечается, что личностно-социальное развитие подростков в значительной степени зависит от уровня педагогической культуры родителей. Анализируются различные модели семейного воспитания, подчеркивается, что высокий уровень педагогической культуры является важным фактором успешного формирования личности подростка. Также приводятся рекомендации, направленные на повышение педагогической грамотности родителей.
Ключевые слова:
родители, педагогическая культура, подростки, семья, средняя школа, социальные институты
В развитии и формировании подрастающего поколения страны, большую роль играют социальные институты общества, систематически и целенаправленно повышающие уровень воспитательно-формирующей деятельности молодых людей. Консолидация усилий и постоянный поиск наиболее эффективных и действенных форм и методов работы с молодёжью, возлагает на социальные институты важную роль в дальнейшем совершенствовании всех аспектов развития демократического общества. Одним из базовых институтов общества, имеющего огромный потенциал в деле общего формирования и эффективной социализации молодого поколения, является семья. Именно в семье, как известно, закладываются основы нравственного, социального, духовно-интеллектуального развития личности, детализируется модель установления позитивных социальных отношений с обществом. Специалисты отмечают, что практически все истоки встречающихся затруднений в области воспитания, развития и формирования личности молодых людей, надо искать, прежде всего, в вопросах организации и направленности семейного воспитания. «Правильно организованное семейное воспитание, основанное на результатах исследования в области педагогики, психологии и социологии семьи, обладает уникальным потенциалом позитивного формирования личности» [6, с. 21]. Неверно организованное семейное воспитание, выраженно отличающееся хаотичностью выбранных форм и методов воздействия на личность, совершенно не основанное на результатах научных исследований отличается непоследовательностью, отсутствием аргументации практических действий, очень слабым уровнем межличностных отношений в семье. Такое семейное воспитание приводит в дальнейшем к невосполнимым потерям в вопросах как общего воспитания личности, так и его социализации.Специалисты высокого уровня профессиональной подготовки, ученые-исследователи (Т.В. Воликова, Т.П. Гаврилова, Р.М. Капралова, Н.Ф. Федотова, М.А. Алемаскин, Е.Н. Ильин, Л.Н. Тимощенко, А.Г. Ковалев, В.Н. Гуров, Т.А. Куликова и др.) в своих исследованиях и опубликованных работах неоднократно подчеркивали, что именно от уровня педагогической и социальной культуры родителей зависит организация семейной жизни, создания необходимых условий и предпосылок, которые кардинальным образом влияют на вопросы развития, формирования, социализации подростков.Следует заметить, что в современных условиях вопросы организации семейного воспитания и задач, стоящих перед ним, значительно усложняются. Это связано, в первую очередь, с кардинальными изменениями в различных сферах жизни во всем мире. Появление и развитие таких феноменов как девиантное поведение подростков, педагогическая запущенность молодых людей, наблюдаемые явления трудновоспитуемости требует самого серьёзного внимания к вопросам организации и принятия модели семейного воспитания. В самой модели семейного воспитания вопросы педагогической и социальной культуры родителей занимают особое место, так как на молодых людей агрессивно влияют определённые образы поведения, навязываемые, к примеру, средствами массовой информации. У подростков появляются кумиры в области моды, спорта, музыки – принятие модели жизни тех или иных кумиров остаются большой проблемой для подростков. Слепое, механическое следование модели жизнедеятельности конкретного кумира может создать большие проблемы в вопросах личностно-социальной самореализации молодых людей, особенно, если этот пример модели является разрушительно-деструктивным. В таких случаях высокий уровень духовно-интеллектуальной подготовки родителей, их педагогическая и социальная культура могут действенно помочь подросткам, помочь им избежать неприятных моментов в своей жизни.Специалисты отмечают, что нередко наблюдаемый в жизни недостаточный уровень педагогической и социальной культуры родителей является следствием недостаточно развитого и объёмного потенциала их духовно-интеллектуальной подготовки. «Родители с высоким уровнем духовно-интеллектуального развития более глубоко понимают вопросы развития и формирования личности, активно обращаются к результатам научных исследований в области педагогики, психологии, социологии формирования подрастающего поколения» [4, с. 47]. Если подростки видят, как их родители целенаправленно пополняют, скажем книгами свою домашнюю библиотеку, проявляют повышенный интерес к различным новшествам в различных областях мировой науки, заинтересованно обсуждают со школьными учителями вопросы, касающиеся более лучшей организации внутришкольной жизни, то, соответственно, беря с родителей такой яркий позитивный пример, подростки сознательно выбирают такой же алгоритм своей жизнедеятельности. В реальности можно наблюдать такие противоречивые факты, когда родители являются дипломированными специалистами в области науки, а уровень их педагогической и социальной культуры остаются на низком уровне. Можно наблюдать и такие факты, когда все внимание и забота родителей ориентировано на одного ребёнка, что очень негативно действует на других детей и подсознательно вызывает у них непонимание, агрессию по отношению к своим родителям. «Высокий уровень педагогической и социальной культуры родителей должен максимально сглаживать все имеющиеся противоречия между поколениями в семье» [5, с. 46]. Надо твёрдо знать и чётко понимать, что высокий уровень педагогической и социальной культуры предполагает осознание родителями целей общества и максимальную консолидацию усилий обоих родителей подростков к более эффективному претворению в жизнь запросов и требований самого общества. Высокий уровень педагогической и социальной культуры родителей предполагает решение задач развития, формирования и социализации своих детей. Среди них – дать достойное образование своим детям, формировать у них высокие нравственные установки, помочь в самоопределении своих профессиональных целей, создать максимально благоприятных условий и предпосылок для формирования и социализации своих детей, максимально способствовать их успешной личностно-социальной самореализации.Учёные-исследователи и практические работники высшего уровня профессионального развития (Л.С. Алексеев, Н.Н. Чупранова, Л.А. Косолапова, Е.В. Бурмистрова, С.А. Беличева, В.Г. Афанасьев, Н.Ф. Голованова, М.И. Губанова, Т.В. Кратова, В.Н. Дружинин и др.) неоднократно в своих исследованиях подчеркивали, что уровень педагогической и социальной культура родителей и внутрисемейная культура межличностных отношений тесно связаны друг с другом. Если родители в семейном воспитании в обязательном порядке придерживаются гуманистических принципов в отношениях со своими детьми-подростками, не признают менторского, назидательного тона, а спокойно, благожелательно обсуждают разные проблемы своих детей, то в таком случае будет корректно говорить о достаточном уровне их педагогической и социальной культуры.Высокий уровень педагогической и социальной культуры родителей опирается на следующие аспекты:На одно и то же явление существует всегда очень много подходов и, только лишь решить проблему в свою пользу, нарушая аспекты личностного достоинства молодых людей, свидетельствуют о недостаточном уровне педагогической и социальной культуры родителей,В работе с подростками необходимо в обязательном порядке учитывать их личностные интересы, склонности, потребности,Выработка чувства оптимизма и личностно-социальной перспективы у подростков, формирования чувства нацеленности на позитивное разрешение проблем своими силами будет являться ярким свидетельством достаточно высокого уровня педагогической и социальной культуры родителей.Если подростки, в силу каких-либо причин, отстают в учебной работе, родителям следует обратить на это самое серьёзное внимание, выявить причины этого состояния и максимально позитивно разрешить её.Для повышения уровня педагогической и социальной культуры родителей для них (обычно при средней школе) организуются различные курсы, читаются цикл лекций, приглашаются специалисты исполнительных органов по месту жительства. Родители должны максимально активно посещать такие формы работы с ними, совершенствовать уровень своей духовно-интеллектуальной подготовки, овладевать нюансами педагогической и социальной культуры личности.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Самедов К.Э. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 863 - 868. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23684 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*