'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 109

Просмотры  94 просмотров

Семыкина В.О., Никонов Г.А.

  


ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СБОРНОЙ ВОЕННОГО ВУЗА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
наша статья посвящена особому акценту на развитие не только интеллектуального, но и творческого потенциала участников сборной военного вуза в процессе подготовки к ежегодным олимпиадам по английскому языку среди вузов Министерства Обороны РФ и стран СНГ. В статье подчеркивается не только значимость творчески ориентированных заданий и общего вектора на развитие креативности будущего специалиста в военной сфере, но и значимость деятельностно-компетентностного подхода, который выступает в роли особого методико-технологического регулятива при организации интенсивного высоко интеллектуального и профессионального образовательного процесса.   

Ключевые слова:
олимпиада, военный вуз, соревнования, творчество, подход, интеллект, развитие, команда   


Первая четверть XXI века предъявила новые сложные требования к выпускникам высшей военной школы. Стандартность и ограниченность мышления молодых людей, неготовность к творческой деятельности, неспособность принимать самостоятельные решения, вести поиск являются, к сожалению, характерной чертой очень многих выпускников последнего десятилетия. В связи с этим, четкий вектор на новые цели и образовательные результаты в рамках высшей образовательной парадигмы – это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к каждому выпускнику военного вуза.Именно поэтому задача современного высшего военного образования подразумевает не только овладение определенным успешным инструментарием, но и генезис творческих потенций [1] будущего специалиста. На наш взгляд, особые возможности иноязычного образования именно в рамках образовательного процесса в военном вузе позволяют раскрыть внутренний потенциал курсанта на олимпиадных занятиях по иностранному языку. Именно в процессе олимпиадной подготовки как особенно интенсивного образовательного иноязычного процесса у курсанта получается по-новому понять и осознать себя как субъект родной культуры, через призму иноязычного общения заново понять и прочувствовать менталитет, духовность и глубинную культуру своего Отечества, что является нераздельной характеристикой современного профессионала в военной области.С целью «повышения качества подготовки военных кадров, их профессиональной мотивации, формирования и раскрытия научных и творческих способностей, а также повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций и развития методик преподавания» [2] ежегодно на базе Министерства Обороны Российской Федерации проводится Международная олимпиада курсантов образовательных организаций высшего образования государств – участников Содружества Независимых Государств. Олимпиада включает в себя интеллектуальные состязания по пяти дисциплинам, одной из которых является «Иностранный язык».В наше время информационные ресурсы призваны стать облигаторной частью интегрального процесса подготовки высококлассных военных кадров. Проведение олимпиад в военной сфере, как особой формы образовательного процесса, стимулирует самосовершенствование не только в конкретных предметных областях, но носит широкий междисциплинарный характер, способствующий совершенствованию педагогического мастерства преподавательского состава и нацеленного на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности курсанта военного вуза.Согласно официального Положения о проведении Олимпиадных состязаний и, в частности, олимпиады по иностранному языку, олимпиадный цикл на всех своих этапах предполагает постоянное решение усложняющихся олимпиадных задач.Весь педагогический потенциал, все педагогические подходы и технологии, все целевые навыки и умения направлены на достижение ключевой цели - успешного решения творчнеской олимпиадной задачи на каждом этапе состязаний. Более того, мы полагаем, что успешное решение творческих олимпиадных задач, как начальный трамплин совершенствования познаний в дисциплине, имеет дальнейшее прогрессивное значение. От решения задачи к преодолению трудностей всего тура состязаний, от реализации собственной победной стратегии в олимпиаде до победительной тактики во всей последующей военно-профессиональной деятельности.В своей работе мы опираемся на исследования Ялалова Ф.Г., который говорит о деятельностно-компетентностном подходе как о ведущем подходе в совершенствовании современной практико-ориентированной парадигмы обучения.Такая идея представляется нам особенно ценной в условиях обучения иностранному языку и иноязычной культуре в военном вузе в условиях динамичной и интенсивной олимпиадной подготовки команды военного вуза к сложным состязаниям в области английского языка за короткие сроки. На наш взгляд именно деятельностно-компетентностный подход является одним из наиболее продуктивных в синтезе с творчески направленной методикой обучения, так как деятельностно-компетентностный подход к усвоению учебных курсов предполагает: прозрачность целей учебного курса, конкретизацию способа описания учебных результатов [3], разработку «рабочего» инструментария оценивания прогресса команды, согласованность целей, задач и форм организации олимпиадной подготовки.Хочется отметить, что обучение иностранному языку в военном вузе представляет собой одно из эффективных средств повышения качества образования в целом, развития способностей, склонностей, интересов будущих офицеров, активности их познавательной деятельности.Изучение иностранного языка в военном вузе как целом, так и в процессе олимпиадной подготовки, носящее определённый предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку офицеров высшей школы к успешному продолжению образования и самообразования. Мы полагаем, что обучение иностранному языку через развитие интеллектуальных и творческих способностей на основе деятельностно-компетентностного подхода в рамках подготовки команды к олимпиадам по иностранному языку среди военных вузов является для будущих специалистов в военной сфере средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.Для более глубокого понимания, необходимо трансформировать теоретико-методологический компонент в практико-ориентированный. Нам представляется наиболее удобным сделать это через демонстрацию типового устного тура для участников команды. В условиях устного тура сказано: третий тур – устный конкурс по оценке навыков монологической и диалогической речи конкурсантов, и он проводится в виде пресс-конференции (брифинга), на которой участники выступают поочередно в роли докладчика и в роли журналистов, задающих вопросы по прослушанному докладу. Каждому участнику в соответствии со жребием предъявляется карточка с заданием, содержащая текст объемом до 120 слов для чтения вслух, который одновременно определяет тему для последующего монологического выступления (доклада), 10 элементов для обязательного включения в доклад (6 слов, 2 словосочетания, 1 фразовый глагол и 1 идиома) и очередность выступления. После окончания монологического высказывания участник отвечает на вопросы, задаваемые другими участниками по тематике прослушанного выступления. По истечении установленного времени подготовки первый участник-докладчик прочитывает текст вслух и выступает с сообщением. Время доклада – до 3 минут. В течение 1 минуты после окончания доклада трое участников-журналистов составляют по одному вопросу докладчику. Задаваемые вопросы должны иметь прямое отношение к содержанию доклада, грамматическую форму вопроса, исключать возможность односложного ответа докладчика. Первым задает вопрос журналист, занимающий место справа от докладчика. После ответа на третий вопрос в качестве докладчика выступает очередной конкурсант.Из года в год третий устный тур почти не меняется или меняется слабо, поэтому, учитывая, что тематика Международной Олимпиады в 2025 году была «Цифровизация и ее влияние на общество: информационные технологии и искусственный интеллект», нам хочется привести конкретный пример творческой задачи для конкурсантов.Карточка участника 1: создайте IT продукт для вооруженных сил России с названием "Тандем". Ваша специализация: платформа для совместной работы и обмена информацией между различными подразделениями.Функционал: Облачная система, позволяющая оперативникам в разных точках обмениваться данными и планами в режиме реального времени. Включает инструменты для визуализации действий на карте, историю операций и систему отчетности, позволяющую в дальнейшем анализировать эффективность взаимодействия и корректировать планы. Необходимые слова для использования в монологе: amplify, arduous, recalcitrant, recant, reciprocate, rectify, a knockout competition, to claim for backup, chicken and egg situation, write off. Необходимый стимульный материал для прочтения вслух: «In contemporary warfare, the efficacy of tactical operations heavily relies on the seamless exchange of information among various military units. Disparate communication methods lead to critical delays and misunderstandings in dynamic combat situations, often resulting in operational disarray. Without a unified platform to facilitate real-time data sharing, units operate in silos, severely undermining their combat effectiveness and situational awareness. This lack of fluid coordination increases the risks of redundancy in resource allocation, complicating command decisions».Именно поэтому в основе большинства олимпиадных задач находится ключевая нестандартная проблемная ситуация с вариативными решениями, характерными для военно-профессиональной деятельности. Олимпиадная задача в данном случае воссоздает профессионально ориентированный контекст, что отражает идеи деятельностно-компетентностного подхода, описанного нами ранее. Такая проблемная творческая задача отражает ценностную ориентацию и предполагает не только блестящее знание изучаемой дисциплины и умение им пользоваться, но и подразумевает тот самый творческий импульс, креативную искру, т.е. стимулирует участника к построению определенной цепочки рассуждений, приводящей к качественно новому решению проблемы, отличающемуся от решения на поверхности вопроса.Очевидно, что на сегодняшний день образовательный процесс олимпиадной подготовки в военном вузе есть средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет краткосрочных изменений в содержании и организации образовательного процесса буквально на несколько месяцев более полно учитываются интересы, склонности и способности курсантов, создаются условия для образования будущих офицеров в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания собственной, индивидуальной образовательной траектории.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Семыкина В.О., Никонов Г.А. ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СБОРНОЙ ВОЕННОГО ВУЗА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 869 - 876. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23685 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23685



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.