'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 110

Просмотры  120 просмотров

Трунов И.А.

  


ИСТОРИЯ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в работе представлено исследование исторического развития и сущности идей и концепций правовой государственности. Обозначены основные взгляды правовых мыслителей Платона, Цицерона, Никколо Макиавелли, Августина Блаженного, Джона Локка, Жан Бодена на сущность государства и связь с правом.   

Ключевые слова:
правовое государство, справедливость, народ, суверенитет   


Идеи и концепции правовой государственности сыграли особу роль в становлении современных правовых государств, а многие принципы данных концепций нашли отражение в нормативно-правовых актах как национального, так и международного уровня правового регулирования.История концепции правовой государственности берет свое начало еще в идеях античных мыслителей. Так, древнегреческий философ Платон изучением государственности занимался в своих трудах «Государство» и «Законы». В своих взглядах он систематизировал понятие идеального государства, где, по его мнению, государственная власть должна принадлежать философам. При этом существовать и нормально развивать такое государство может только на базе закона, построенного на принципах справедливости. Так, Платон писал: «В совершенном государстве должна быть осуществлена справедливость» [2, с. 6]. Особое значение в истории концепций и идей правовой государственности отводится римскому праву, которое базировалось на принципах справедливости законов и равенства каждого индивида перед ним. Система римского права включала в себя два структурных правовых компонента – это публичное и частное право. Публичное право было ориентировано на урегулирование правоотношений между государствами и членами общества, оно носила обязательный характер в любых своих проявления, и никто из участников правоотношений не мог его видоизменять. Целью же частного права было сбалансирование отношений между физическими и юридическими лицами на базе принципа диспозитивности, то есть договоренности субъектов права. При этом именно публичное право стояло во главе правового механизма регулирования.Как писал римский оратор и политик Цицерон: «Государство – это народное достояние, а народ не произвольное соединение людей, собранных вместе, а соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов» [6, с. 19]. То есть подразумевая под государством объединение народа важно помнить о том, что оно существует, основываясь на единстве мыслей и взглядов, в том числе аспектах роли права в обществе. Цицерон также уделял особое внимание обязательному наличию справедливости в государстве, подчеркивая тот момент, что все права в государстве должны быть распределены равнозначно не ущемляя ни власть , ни народ. Он писал поэтому поводу следующее: «Если в государстве нет равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий – с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа, то этот государственный строй не может сохраниться неизменным» [1, с. 82]. В Средневековье идея правовой государственности не остановилась на развитии, а нашла свое отражение через призму религиозного мировоззрения в теологических теориях. Сторонники данной концепции полагали, что государство сотворено Богом, как и все, что есть на Земле. Так, идеи философа и богослова Августина Блаженного были пронизаны признанием христианской сущности государства. Для обеспечения порядка в обществе, по его мнению, необходимо, чтобы власть государства находилась в руках Церкви, ведь только так можно сформировать у народа установку на законность и правопорядок, а также соблюдение моральных принципов и нравственных начал [5, с. 492].В эпоху Возрождения можно отметить новые существенные достижения в исследовании правовой государственности. Правовые мыслители того периода времени изучая вопросы государственности, особое внимание сосредотачивали на политической власти, не забывая при этом про роль права и закона в государстве. Так, философ и политический деятель Никколо Макиавелли считал, что государство не может существовать без права и закона, именно они выступают главным инструментом достижения государственных целей. По его мнению, право и закон – это главные элементы обеспечения общественной безопасности и порядка.Рассуждая о государстве и законе Никколо Макиавелли писал: «Для существования государства наряду с сильной армией необходимо иметь законодательную базу, которая обеспечит стабильно устройство общества» [4, с. 38]. Жан Боден несколько иначе рассматривал государство, обозначая в качестве базы его существования незыблемый суверенитет власти. Понимая под суверенитетом государственную власть, которая носит абсолютный и неограниченный характер, даже закон в такой власти не являлся ограничением.Ключевая роль в истории правовой мысли с точки зрения развития концепции правовой государственности отводится Эпохе Просвещения. Правовые мыслители и философы этого времени сделали существенный вклад в выработку новых теорий о соотношении государства и права, уделяя особое внимание принципам естественного права, свободы и равенства. Стоит отметить такую значимую личность эпохи просвещения как философа Джона Локка и го труд «Два трактата о государственном правлении» [3, с. 25]. Именно естественные права, данные человеку от рождения по концепции Дж. Локка, являются главной целью действия защитного механизма государства. Философ считал, что государство может быть признано правовым только при условии суверенитета народа, разделение властей и главенствующей роли закона.В XIX веке концепция правовой государственности изучалась правовыми мыслителя через призму необходимости законности в обществе, существования государственной власти на основе разделения на ветви, а также действия механизма судебного контроля.В начале XX века в учёные-юристы придерживались либеральных взглядов на государственно-правовое устройство и развивали концепцию правового государства. В послевоенные годы идеи о правовом государстве стали востребованы.Итак, история идей и концепций правовой государственности имеет важное значение, так как она способствует совершенствованию современных государственных систем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Трунов И.А. ИСТОРИЯ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 877 - 881. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23686 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23686



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.