'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 111

Просмотры  121 просмотров

Трунов И.А.

  


ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ (ЛЕГИЗМ): ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в работе представлено исследование сущности идей юридического позитивизма, рассматриваются основные его вариации: социологическая, этатистская, нормативистская. Обозначены основные взгляды представителей неопозитивизма. Уделено внимание таким сторонникам юридического позитивизма и неопозитивизма как Дж. Остин, Р. Иеринг, Г. Кельзен.   

Ключевые слова:
юридический позитивизм, неопозитивизм, легизм, право, государство, мораль, социологическая, этатистская, нормативистская   


Юридический позитивизм и неопозитивизм (легизм) являются типами правопонимания, которые оставили весомый след в правовой мысли, и рассматривали сущность и значение права с определенной точки зрения. Главной идеологией философии мысли юридического позитивизма является единственная и главенствующая роль позитивистского права в правовом механизм регулирования общественных отношений. Под позитивистским правом сторонники данной концепции правопонимания подразумевали правовые нормы, закреплённые на уровне законов и иных законодательных актов государственной власти [4, с. 143].Можно выделить три ключевых вариации юридического позитивизма: социологическая, этатистская и нормативистская, каждая из которых по-своему определяет смысловое содержание права.Согласно этатистской вариации, право было идентично действиям государства, то есть государство и его властные полномочия отождествлялись с правом и являлись главным его источником. Соответственно имело место быть мнение, что право трансформируется под действием изменений в государстве, соответственно расхождение между правом и действиями государственных структур исключаются. Так, один из представителей юридического позитивизма Р. Иеринг писал о праве следующее: «Государство – единственный источник права. Право без власти есть пустой звук, лишённый всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть» [5, с. 117]. Кроме этого, одно из ключевых мест в юридическом позитивизме занимает Джон Остин, который сделал существенный вклад в его развитие в системе правовых мыслей и обладает статусом «отца» юридического позитивизма. В своих основных трудах: «Определение предмета юриспруденции» и «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного закона» он исследовал сущность позитивистского права, главным источникам которого он считал именно государство и его власть. При этом юрист полагал, что позитивистское право по своему содержанию является системным, то есть воздействует на все сферы общественной жизни и при этом должно выполняться всеми в обязательном порядке. Так, по этому поводу Дж. Остин писал: «Каждый позитивный закон установлен, прямо или опосредованно, индивидом или органом, наделённым верховной властью, для члена или членов независимого политического сообщества, над которым его автор осуществляет свою власть» [3, с. 60]. Социологическая вариация права выдвигает в качестве главного источника права правоотношения, возникающие в обществе между индивидами. Именно данные отношения сторонники концепции закладывают в смысловое содержание права, то есть главное не только те нормы, в которых содержится право, но и то какой общественный порядок они устанавливают и как они регулируют возникающие правоотношения.В XX веке начинает зарождаться нормативистская вариация, тем самым начинается развитие правовой мысли неопозитивизма [2, с. 7].Нормативистская вариация является полной противоположностью этатистской теории, то есть не признает государство в роли главного источника права, а наоборот считает, что именно правовые нормы и выступают ориентиром для государственного управления. Следовательно, именно право порождает государство и придает ему определенное обличие, выражаемое в его действия, ограниченных правовыми нормами. Среди сторонников данного направления неопозитивизма следует отметить Г. Кельзена, в работе которого «Чистая теория права» подробно исследовано соотношение права и государства. Г. Кельзен писал по этому поводу следующее: «Государство – это «единство внутреннего смысла всех правовых положений. Государство не может быть описано иначе, как через использование норм права» [1, с. 95]. Следовательно, теоретик и философ права не отождествлял эти понятия, но рассматривал их в тесной связи, как два главных инструмента обеспечения правопорядка в обществе, ведь он считал, что государство может быть правовым и никак иначе.Итак, юридический позитивизм и неопозитивизм являются важными направлениями в философии права, сторонники которых были сосредоточены на изучении связи права и государства, углубляясь в смысловое сооружение права и его влияние на общество. При этом юридический позитивизм и неопозитивизм отрицали связь права и морали, утверждая, что мораль не может определять содержание права, так как это лишь обычное выработанное человеческое поведение.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Трунов И.А. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ (ЛЕГИЗМ): ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 882 - 886. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23687 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23687



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.