'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 113

Просмотры  103 просмотров

Уктамова Д.Г.

  


МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье исследуется применение модели Фрейер на уроках русского языка при изучении односоставных предложений. Автор рассматривает её как инструмент визуализации и систематизации материала, предлагает модификацию схемы для синтаксических понятий и подтверждает её эффективность в объяснении и закреплении темы. Делается вывод о пользе графических органайзеров для повышения наглядности и активности обучения.   

Ключевые слова:
модель Фрейер, графический органайзер, грамматика, односоставные предложения, методика, визуализация   


Современное образование всё чаще обращается к визуальным формам представления информации, стремясь не только облегчить усвоение учебного материала, но и развивать аналитическое и системное мышление школьников. Визуальные схемы, или графические органайзеры, стали неотъемлемой частью методического инструментария учителя. Одной из таких форм является модель Фрейер (Freyer Model) – простая по структуре, но универсальная в применении схема, которая может быть эффективно адаптирована для различных предметных областей, включая преподавание русского языка.Модель Фрейер возникла как инструмент развития понятийного мышления, позволяющий глубоко осмысливать и структурировать значение ключевых терминов. Классическая форма схемы представляет собой прямоугольник, разделённый на четыре равные части, в центре которого находится понятие. Вокруг него размещаются уточняющие поля: определение, характеристики, примеры и не примеры. Такой подход позволяет не просто заучить термин, но и глубже его осмыслить – выделить существенные характеристики, провести границы со схожими понятиями и закрепить знания через практическое применение. Первоначально модель применялась в англоязычной дидактике при изучении словарного запаса и литературных понятий, но постепенно получила распространение в других областях знания, включая естественные науки, историю и языковое образование.Модель Фрейера становится особенно полезной в преподавании русского языка при разборе и систематизации грамматических тем, связанных с абстрактными категориями, классификациями и синтаксическими признаками. Яркий пример – односоставные предложения, одна из наиболее сложных и теоретически насыщенных тем школьного синтаксиса. Эти конструкции часто вызывают у учащихся трудности, так как требуют четкого понимания структуры грамматической основы и умения различать типы предложений в зависимости от формы главного члена и особенностей выражаемого действия.С этой целью модель Фрейер может быть адаптирована для классификации и визуализации основных видов односоставных предложений. В центре схемы располагается ключевое понятие – «Односоставные предложения», а четыре внешних сектора содержат названия их типов: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные и безличные. Такая структура позволяет учащимся осознать внутреннюю классификацию темы, выделить логику деления и закрепить теоретические знания в опорной визуальной форме. Работа с данной схемой может проходить как в виде готового наглядного пособия, так и в форме совместного или самостоятельного заполнения учащимися.Следующим этапом служит закрепление материала посредством второй модификации схемы Фрейер – уже с примерами.Такая работа не только визуально закрепляет теорию, но и развивает навык грамматического анализа. Учащиеся учатся различать синтаксические конструкции по признакам, приводить собственные примеры и осмысленно использовать теоретические категории. Модель Фрейер способствует активной познавательной деятельности, подходит для разных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной), легко адаптируется под возраст учащихся и может использоваться как на этапе объяснения нового материала, так и при его повторении. Особенно важным является то, что она позволяет перейти от репродуктивного к продуктивному уровню усвоения: ученики не просто воспринимают информацию, но преобразуют её, обобщают и применяют.Таким образом, модель Фрейер в контексте изучения грамматики русского языка является не просто вспомогательным средством, а полноценным дидактическим инструментом, способствующим формированию осознанных, устойчивых знаний. На примере темы «Односоставные предложения» видно, как визуальное структурирование материала может повысить эффективность учебного процесса и сделать освоение сложных теоретических понятий доступным и наглядным для учащихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Уктамова Д.Г. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 892 - 896. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23689 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23689



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.