'
Федорец Н.С.
ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *
Аннотация:
статья посвящена теме обогащения лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), представляющей собой значимую задачу в сфере специального образования. Основная мысль заключается в том, что успешное речевое развитие этих детей имеет критическое значение для их интеграции в общество и формирования основ для последующего обучения.
Ключевые слова:
ОНР, лексический запас, коррекционное образование, интеграция
Эффективное речевое развитие детей обеспечивает построение фундамента для обучения, коммуникации, активной социализации и успешной интеграции в общество. Обогащение лексического запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) представляет собой важную задачу в современной системе образования. Актуальность данного вопроса направлена на выявление ориентиров, которые служат основой для создания эффективной системы коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.Общее недоразвитие речи, характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, включая лексический запас. Дети с ОНР имеют достаточно низкий активный и пассивный словарный запас, не соответствующий возрастной норме, что затрудняет общение, понимание речи окружающих, и как следствие, влияет на эффективность обучения в школе [4].Проблема обогащения лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи заключается в том, что у детей нарушено формирование звуковой и смысловой стороны речи, что приводит к ограниченному словарному запасу, трудностям в понимании значений слов, ошибкам в назывании предметов, признаков и действий [2].В настоящее время общее недоразвитие речи является одним из самых распространенных речевых нарушений у детей в дошкольных образовательных организациях.В последние десятилетия у специалистов наблюдается переход к интеграции нейропсихологических, когнитивных и социокультурных подходов, что позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и их окружение при разработке методов обогащения лексического запаса.На данный момент в России и других странах, существует множество программ и методик, направленных на обогащение лексического запаса у дошкольников с ОНР. Активно используются интерактивные игры и занятия направленные на развитие слухового восприятия, памяти и внимания, программы, основанные на игровом подходе, мультимедийные технологии и приложения.Однако, несмотря на достижения, существует множество проблем.К основным проблемам обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относятся:Нехватка специалистов: образовательные учреждения сталкиваются с недостатком квалифицированных специалистов.Неэффективные методы, которые используются без учета личности ребенка и не соответствуют современным требованиям, могут усугубить ситуацию.Социальные факторы: дефицит общения в семье и отсутствие поддержки со стороны родителей могут мешать развитию речевых навыков.Финансовые ограничения затрудняет доступ к необходимым ресурсам и материалам.Основными направлениями работы по обогащению лексического запаса являются:Расширение словарного запаса за счет усвоения новых слов, обозначающих предметы, действия, признаки,Ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях,Активизация словаря, формирование умения использовать слова в собственной речи.В процессе работы используются, дидактические игры и упражнения, наглядные пособия. Необходимо побуждать детей к использованию новых слов в речи, создавать ситуации, стимулирующие речевую активность.Важно уделять внимание способности соотносить слово с предметом, действием или признаком, пониманию и употреблению слова в разных контекстах. Нужно не только познакомить ребенка с новым словом, а помочь понять его значение, установить связи с другими словами, сформировать умение употреблять слово в различных контекстах. С этой целью используются задания по подбору синонимов, антонимов, определение родовидовых отношений, составление предложений и рассказов с использованием новых слов [1].Важным аспектом является развитие употребления предлогов, наречий, прилагательных, обозначающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.Работа по обогащению лексического запаса должна проводиться систематически и последовательно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно создавать благоприятную речевую среду, стимулировать речевую активность детей, поддерживать их интерес к изучению новых слов [3].Коррекционно-развивающая работа должна носить стратегически ориентированный характер и стремиться к следующим направлениям:Адаптация образовательных программ: учебные планы и методики должны быть адаптированы под индивидуальные потребности каждого ребенка.Многоуровневая система взаимодействия: с родителями, обучение основам речевого развития в домашних условиях, формирование команд, включающих логопедов, психологов, педагогов и социальных работников, что позволит учитывать все аспекты развития ребенка.Интеграция игровой деятельности: использование игровых форм для вовлечения детей в процесс обучения, для естественного усвоения лексики, драматизация и ролевые игры.Использование мультимедийных и интерактивных приложений, сенсорных стендов.Формирование социальных навыков и обучение коммуникации, организацией групповых занятий, для расширения словарного запаса в процессе взаимодействия.Проблема обогащения лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи требует комплексного подхода, включающего как педагогические, так и социальные аспекты. Успешное решение этой проблемы зависит от взаимодействия специалистов, родителей и общества. Инновационные методы и использование современных технологий могут значительно улучшить ситуацию, а также помочь детям достигнуть успеха в развитии речи. Стратегические ориентиры специального и инклюзивного образования у дошкольников с общим недоразвитием речи должны базироваться на индивидуальных подходах, интеграции технологий, взаимодействии с родителями и создании разнообразной и мотивационной образовательной среды. Успех в решении данной задачи зависит от комплексных мер, направленных на развитие речевых навыков, социальной адаптации и эмоционального интеллекта детей, что в конечном итоге способствует их полноценной интеграции в общество и успешному обучению в будущем.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Федорец Н.С. ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 897 - 901. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23690 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*