'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 116

Просмотры  126 просмотров

Чапышкин Р.Н., Есина С.В.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СОТРУДНИЧЕСТВА «ПАРТНЁРСКОЕ ОБУЧЕНИЕ» ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена эффективность использования метода сотрудничества «Партнёрское обучение» для социальной адаптации и включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс. Проведён педагогический эксперимент с участием 25 учеников начальной школы с разными формами ОВЗ. Использовались наблюдение, анкетирование, тестирование коммуникативных навыков. Представлены количественные и качественные результаты, подтверждающие значительный прогресс в социализации и учебной активности. Даны рекомендации по внедрению методики в практику инклюзивных школ.   

Ключевые слова:
инклюзивное образование, партнёрское обучение, социализация, младшие школьники, ОВЗ, педагогический эксперимент   


Введение. Инклюзивное образование в России является важным элементом современной системы школьного обучения, обеспечивая равные возможности для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из ключевых проблем инклюзии остаётся недостаточная социализация и включённость детей с ОВЗ в коллектив одноклассников, что негативно влияет на их эмоциональное состояние и учебные результаты.Современные педагогические технологии предлагают различные методы для развития коммуникативных навыков и социальной адаптации. Среди них особое значение приобретает метод сотрудничества «Партнёрское обучение» (cooperative learning), основанный на взаимодействии учащихся через совместное выполнение учебных заданий. Этот метод помогает развивать навыки коммуникации, ответственности и взаимопомощи, что критично для младших школьников с ОВЗ.Цель настоящей работы — оценить эффективность применения метода партнёрского обучения для включения младших школьников с ОВЗ в образовательный процесс в общеобразовательной школе.Метод партнёрского обучения базируется на теоретических разработках Л.А. Венгера, В.В. Давыдова и других педагогов, подчеркивающих значение совместной деятельности для развития личности и социальных навыков ребёнка. Согласно этим теориям, обучение через сотрудничество способствует более глубокому усвоению материала и формированию социально-коммуникативных компетенций.Для детей с ОВЗ, которые часто испытывают трудности в межличностном взаимодействии, такой подход становится инструментом активного включения в коллектив, снижая уровень тревожности и изоляции.Методика исследования. Объект: младшие школьники с различными формами ОВЗ в инклюзивном классе.Выборка: 25 учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, в том числе с нарушениями слуха, зрения, РАС и ЗПР.Методы:Педагогический эксперимент — внедрение метода партнёрского обучения в течение учебного семестра.Наблюдение за учебной и социальной активностью.Анкетирование родителей и педагогов по уровню вовлечённости и адаптации.Тестирование коммуникативных навыков с использованием адаптированной шкалы.Этапы исследования:Подготовительный — анализ исходного уровня коммуникативных навыков и социализации.Основной — применение метода партнёрского обучения в учебном процессе.Итоговый — повторное тестирование и сбор данных, сравнение с исходным уровнем.Результат исследования. Таблица 1. Изменения уровня коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ (баллы по шкале от 1 до 5). Рис. 1. Динамика коммуникативных навыков по категориям ОВЗ.Анкетирование родителей и педагогов показало, что 80% отметили повышение социальной активности и улучшение взаимодействия детей с одноклассниками. Учебная мотивация выросла на 15–20%, отмечена положительная динамика успеваемости.Результаты подтверждают, что метод партнёрского обучения способствует существенному улучшению коммуникативных навыков и социальной адаптации младших школьников с ОВЗ. Особенно значительный прогресс отмечен у детей с РАС и ЗПР, для которых взаимодействие с одноклассниками является критически важным.Данные согласуются с теоретическими положениями Венгера и Давыдова, а также современными исследованиями в области инклюзивного образования. Метод помогает создать позитивный социальный микроклимат и уменьшить барьеры в общении.Ограничением исследования является небольшой объём выборки и отсутствие длительного наблюдения. Для расширения результатов необходимы многолетние исследования и включение более широкого круга методик.Заключение. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность метода сотрудничества «Партнёрское обучение» в инклюзивных классах начальной школы. Рекомендуется широкое внедрение данного метода в практику инклюзивного образования как средство повышения социальной интеграции и учебной мотивации детей с ОВЗ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чапышкин Р.Н., Есина С.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СОТРУДНИЧЕСТВА «ПАРТНЁРСКОЕ ОБУЧЕНИЕ» ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 907 - 912. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23692 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23692



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.