'
Шевцова Е.С.
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
настоящая работа посвящена исследованию возможностей использования сакральной географии как эффективного мотивационного инструмента для патриотического воспитания на уроках географии через призму исторических сложившихся традиций Русской православной культуры (на примере сакральных объектов Москвы и Московской области).
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, география, сакральная география, образовательная деятельность, воспитание, культурное наследие, религия, православие, историческая память, духовные ценности, гражданская позиция, методика преподавания, религиозные центры, исторические места
Одним из направлений государственной политики сегодня выступает построение адекватной времени системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, которая бы была направлена на духовное оздоровление, укрепление общества, формирование у подрастающего поколения традиционных духовно-нравственных, патриотических ценностей, приобщение население к истории, культуре, традициям своего народа.Вместе с тем остается большое поле для таких исследований как сакральная география, под которой понимается система знаний о географических объектах, пространстве, которые несут определенную социокультурную ценность, являются священными.Патриотическое воспитание является важнейшим аспектом современного образования, направленным на формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за ее историю и культуру. Уроки географии предоставляют уникальную возможность для патриотического воспитания благодаря изучению географических особенностей страны, ее истории, культуры и традиций в рамках сакральности.Сакральная география — это изучение взаимосвязи между географическими объектами и духовными верованиями.Согласно Конституции РФ, Россия является светским государством, где все религии равны перед законом, и никто не может быть принужден к исповеданию какой-либо религии.Не смотря на распространение в России других религий, православие оставило глубокий след в русской культуре и продолжает играть важную роль в жизни многих россиян.В России сакральная география имеет глубокие корни, что привело к появлению уникальных сакральных ландшафтов. Первостепенное внимания уделяется изучению православного центра русской культуры, сердцу страны – ее столице, городу Москве.Москва и Московская область относятся к числу регионов, в которых наблюдается одно из самых больших количество храмов, церквей, монастырей, часовен и др. С целью иллюстрации данного факта следует обратиться к ресурсу «Соборы.ру» (https://sobory.ru/geo/), на котором зарегистрированы объекты сакральной географии Православия: храмы, церкви, монастыри, часовни. Полученная схема представлена на рисунке 1 [8].Всего на ресурсе указано 45391 объектов. Как видно из рисунка, наибольшее число изучаемых объектов находится в Московской области – 3161 объектов (6,96% всех объектов в России). Наибольшее число объектов приурочено к Европейской части страны, где расположены наиболее старые города – Ладога, Великий Новгород, Ростов Великий, Муром, Белозерск, Изборск, Смоленск, Псков, Углич, Брянск и т.д.Рисунок 1. Число храмов, церквей, монастырей, часовен и др. объектов на территории субъектов Российской Федерации (составлено автором по данным ресурса «Соборы.ру» (https://sobory.ru/geo/)) [8].На сегодняшний день в Москве и Подмосковье – это центр православия в стране, здесь действует сотни храмов, церквей, монастырей.Выбор Москвы в качестве отправной точки анализа определяет ее исторически сложившуюся роль как религиозного и культурного ядра государства. На протяжении столетий Москва аккумулировала в себе духовную энергию, отраженную в архитектурных памятниках, монастырских комплексах, святых местах и исторических событиях, связанных с религиозными местами и памятниками.География как предмет, изучающий не только пространственные характеристики Земли, но и взаимосвязь природы, общества и экономики, создает уникальные возможности для формирования у подрастающего поколения патриотических чувств, любви к Родине и поддержания ее истории и культуры.Изучая религиозные территории и объекты, связанные с сакральной географией и местами боевой Славы нашего Отечества: храм святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, храм Вооруженных сил Одинцово, Крутицкое подворье, Новоспасский Ставропигиальный мужской монастырь, Данилов монастырь, рекомендовано использовать методы анализа литературных источников, сравнительного анализа, создание информационно-образовательных ресурсов, экскурсионная деятельность, а также интеграция сакральной географии в образовательный процесс.Уроки географии позволяют учащимся изучить природные и антропогенные ландшафты России, что способствует формированию чувства сопричастности к своей земле. Горы, реки, озера, леса и города — все это составляющие нашей Родины, вызывающие чувство гордости и восхищения.Ирина Викторовна Гурова - специалист в области сакральной географии и истории русской православной церкви, определяет сакральную географию как отрасль геокультурологии, которая считает своим предметом не географическое пространство как таковое с его традиционными физическими компонентами земной поверхности, а значимо-символьные аспекты географии [1].География тесно связана с историей и культурой. Анализируя развития географических знаний о религии, выделяют несколько теоретико-методологических традиций использования религиозной сферы. К ним относят страноведческую, культурно-ландшафтную, туристско-рекреационную, экологическую и территориально-структурную традицию. На уроках географии учащиеся знакомятся с историческими событиями, произошедшими в разных регионах России, узнают о великих людях, внесших вклад в развитие страны.Абдуллаев Йусуп Зайнулабидович считает, что патриотическое воспитание сегодня – это сложная задача. Во-первых, новое поколение является первым по настоящему цифровым поколением (поколение Z), они проявляют больше свободы, независимости, менее склонны к коллективизму, стремятся получить больше материальных благ и удовольствий, не стремятся выполнять какие-либо обязанности. Во-вторых, страна идет по пути демократизации, в т.ч. в ряде сфер, которые ослабляют патриотическое воспитание. Наконец, молодое поколение родилось в относительно благополучное время, оно не получило на свою долю каких-либо тяжелых испытаний [3].С целью исследования восприятия сакральной географии молодежью проведен опрос школьников в возрасте 15-16 лет. Всего в опросе приняло участие 129 человек. Распределение опрошенных по полу представлено, что 35,7% опрошенных были мужского пола, 64,3% – женского пола.Оценка опрошенными воспитательного направления, в котором эффективна сакральная география, представлена на рисунке 2.Рисунок 2. Ответ опрошенных на вопрос «Какие именно направления в воспитании в большей степени решаются средствами сакральной географии» (составлено автором самостоятельно по результатам проведения опросов и анкетных данных).Исходя из рисунка 2, оценивая направления, в которых сакральная география имеет наибольший потенциал, опрошенные указали на нравственное воспитание (69,0%), эстетическое воспитание (73,6%), гражданское воспитание (49,6%) и патриотическое воспитание (53,5%).В рамках развития патриотического воспитания на территории Патриаршего подворья храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях в 2022 году высажена кедровая аллея «Аллея памяти» в честь участников и героев Великой Отечественной войны именами, которых названы близлежащие улицы Юго-Восточного административного округа Москвы.Проект направлен на укрепления единства жителей и гостей района Некрасовки. В рамках исследования молодой семьи из района Некрасовка, воспитанной в духе патриотизма и уважения к истории своей Родины, предложена инициатива в увековечении памяти о своем прадеде, участнике Великой Отечественной войны. В качестве символического жеста семья посадила дерево на территории «Аллеи памяти», тем самым увековечив память о герое. Данный проект претендует на создание пространства исторической памяти и развития идей патриотизма.В рамках дальнейшего развития проекта, реализации и оптимизации процесса воспитания патриотизма применяются методы практического использования сакральной географии:1.Экскурсионная деятельность.2.Интеграция сакральной географии в образовательный процесс.3.Создание информационно-образовательных ресурсов.4.Проведение культурно-просветительских мероприятий.Вышеуказанные методы позволяют создать систему взаимодействия между современными образовательными учреждениями, религиозными организациями, общественными движениями и территориальными органами исполнительной власти, направленную на консервативный патриотизм и духовно-нравственные ценности молодого поколения.Патриотическое воспитание на уроках географии — это не только обеспечение любви к Родине, но и развитие гражданской ответственности, экологического сознания и культуры к культурному многообразию. Это важный инструмент формирования у подрастающего поколения любви к своей стране. Уроки географии вносят значительный вклад в формирование патриотизма, уважения к Родине, что становится не просто важным, а фундаментальным для образовательного процесса, способствующим формированию полноценной личности и успешному развитию общества.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Шевцова Е.С. САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 922 - 929. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23694 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*